Ловаас ли всему виной?

Многие люди, которые каким то образом связанны с АВА - родители, дети которых занимаются по этой программе; тераписты; специалисты из других областей - воспитатели, дефектологи; трудотераписты, и другие; а нередко, и те самые "супервайзеры", которые строят обучающие программы - считают, что АВА придумал Ловаас. Причем, не только придумал, но и сумел вылечить с помощью АВА немало детей- аутистов. Причем, самыми драконовскими мерами...но вылечил.

Поэтому многие воспринимают "драконовское АВА" как единственно существующее, и по этой причине, не подходящее для работы со многими детьми. Будто, только совсем уж отчаявшиеся родители способны поступиться своими родительскими чувствами, и "внести эту заразу" в дом. А продвинутые, этично-моральные специалисты и родители - ни-ни!

Но не будем удаляться в крайности, и разбираться кто из нас кто! Просто немного истории нам не повредит:

Немного об интеграции

Обучение социальных навыков является одним из самых трудоемких процессов в АВА. Куда как проще научить ребенка имитировать хлопки в ладоши или различать цвета!
Ведь в социальном поведении не существует четких правил и границ. Наоборот, те дети, которые пытаются соблюдать "так называемые" правила поведения в обществе - со своими сверстниками - чаще всего становятся отвергнутыми и затрудняются приобретать друзей. Представьте себе ребенка, который никогда не врет, или ребенка, который никогда не подсмеивается над своими сверстниками. Очень быстро от него отвернутся все его сверстники, даже те, над которыми он не смеялся.

Небольшой подарок для читателей

В продолжении темы об оценке первоначальных навыков, предлагаю вам использовать следующий ресурс. Это так называемая "Майнд Карта", которая содержит перечень всех необходимых первоначальных навыков над которыми обычно работают в программе АВА. Навыки разделены на основные области работы- коммуникативные навыки, речевые, проблематичные поведения, академические навыки, навыки самопомощи, игровые навыки, первичные навыки обучения, развитие мотивации и процессов усиления, социальные навыки и моторика.

Этот ресурс не является методом диагностики, или научно обоснованным методом тестирования.


Разделение данных навыков на категориии, а так же возможность мониторинга продвижения может помочь на первоначальном этапе определить цели для работы с ребенком в программе АВА. Перечень этих навыков основывается на моем личном опыте работы, и является наиболее простым методом - по сравнению с , тем более, что этот файл на русском языке. Естественно, для более точной оценки продвижения я рекомендую использовать стандартизированные тесты. Но теx читателей, у которых еще нет опыта в проведении этих тестов, а так же затрудняющихся в понимании английского языка - этот ресурс вполне может удовлетворить.

 Следующее видео показывает, что нужно сделать для того, что бы загрузить данный ресурс и начать его использовать:






Скачать программу  XMind можно здесь
Скачать файл "Оценка первоначальных навыков" можно здесь.


Буду рада услышать отзывы о данном ресурсе, а так же ответить на вопросы (можно писать в комментарии или на эл. почту).

Переходы - как помочь их "перейти"?

Многие дети с ранним детским аутизмом испытывают трудности в ситуациях, связанных с переходами от одной деятельности к другой. Это может выражаться истерикой с криками и плачем, бросанием на пол, а иногда и с агрессией по отношению к другим или себе.

Например, при переодевании - ребенок испачкал одежду, и мама хочет переодеть его. Ребенок не соглашается снимать испачканную одежду, начинает кричать, убегать. И когда, с боем, маме все- таки удается снять одежду - приходит вторая стадия истерики - теперь уже по поводу одевания чистой одежды.

Еще пример. Каждое утро родители отвозят ребенка в садик. И каждое утро, по дороге к машине, ребенок орет благим матом ( и к нему присоединяются невыспавшиеся соседи). Но как

Некоторые преграды, которые мешают ребенку достичь хороших результатов в программе АВА.

Ни для кого не новость, что в методе АВА используются специальные методы обучения, которые позволяют найти подход к трудно-обучаемым детям. Это и специфические, короткие инструкции, и использование подсказок, и использование процессов усиления, и деление задания на мелкие компоненты, и другие. 


Но иногда именно эти методы замедляют процесс обучения и не дают ребенку приобретать навыки в натуральной среде. Это, кстати, и является главным поводом для критики АВА и восприятия поведенческого метода как дрессировки.

Давайте перечислим эти, так называемые, преграды,а так же способы как их преодолеть: