Проблематичное поведение - как узнать чего ребенок добивается с его помощью?

В прошлой статье мы говорили, что в АВА проблематичное поведение рассматривается с функциональной точки зрения - то есть, как определенное поведение ребенка влияет на окружающую среду, и какие реакции взрослых усиливают это поведение.
Сегодня мы поговорим об инструментах, с помощью которых мы можем определить, какая функция поддерживает определенное поведение.

Функциональное восприятие проблематичного поведения

В АВА любое поведение, как "хорошее", так и "плохое", воспринимается как всего лишь как поведение. То есть, какое-либо действие, появление которого вызывают одни факторы, и усиливают в будущем - другие факторы.
В данном восприятии АВА сильно отличается от других подходов, видящих в проблематичном поведении симптом расстройства - аутизма, гиперактивности, дефицита внимания, душевных проблем, пробелов воспитания, умственной отсталости, неприемлемых черт характера, эмоциональных расстройств, и так далее.

В АВА любое поведение, кроме врожденных рефлексов, является обученным или обучаемым, и, следовательно, доступного к изменениям. При таком подходе, мы не можем изменить человека, но можем изменить его поведение.

Сенсорная интеграция или кранио-сакральная терапия?

Аутизм-это комплексное расстройство, характеризуемое серьезными нарушениями в социальном взаимодействии и коммуникативных навыках, а так же присутствием неадекватных поведений и узкого круга интересов.  Многие виды терапий применяются для лечения аутизма, но далеко не все из них можно назвать эффективными. Прикладной анализ поведения (АВА), сенсорная интеграция, специальные диеты, медикаменты (например, Рисперидон), хелирование, кранио-сакральная терапия являются наиболее часто используемыми методами лечения детей с аутизмом. Однако для всех этих терапий, за исключением АВА, по-прежнему нет научного доказательства подтверждающего их эффективное использование.

Однако, то что в научной литературе нет прямых доказательств эффективности этих видов лечения еще не говорит о том, что они не эффективны. Кроме того, следует принять во внимание, что аутистический спектр содержит расстройства разного вида и качества, и то, что помогает одним детям с аутизмом, не обязательно поможет другим.


Классический пример классического АВА

Наконец-то в сети появилось видео об АВА на русском языке. Вот одна из 8 частей, которые выложенны в YouTube пользователем UruHo4ka.





Прежде всего, хочу сказать огромное СПАСИБО семье Арсюши, прежде всего за смелость - распространение в Сети - нe каждый на такое решится!
И кроме того, в этих видеороликах выложены почти все базисные программы АВА - поэтому, просмотрев их можно понять, как работать над выполнением инструкций, различием цветов, форм, частей тела, имитацией движений и слов - с помощью DTT.