О программе АВА. Часть 2.

Введение поведенческой обучающей программы  требует определенной подготовки:

Материалы для обучения.

Иногда домашняя АВА программа представляет собой целую индустрию по производству обучающих материалов. Закупаются дорогостоящие наборы карточек, развивающие игры и специальные приспособления - таймеры, секундомеры, и так далее. Или, другой вариант - сотнями печатаются картинки на принтере, закупается ламинационное оборудование, скотчи, специальные доски с ковровым покрытием, и так далее.

Но не всегда следует спешить с приобретением специальных приспособлений или материалов. Для начала вполне можно приспособить предметы домашнего обихода для обучения - ведь именно их ребенок должен научиться различать и использовать в первую очередь. Нет сомнений в том, что нам, как терапистам, гораздо удобнее сесть за столом, разложить картинки, и требовать от ребенка их различить и наименовать. Но удобство может дорого стоить - у ребенка разовьется зависимость от учебных материалов, а отсюда сложности с обобщением, и отсутствие реакции на схожие стимулы.

Поэтому, если есть такая возможность - то лучше использовать подручные материалы, а не закупать уже готовые. Или, в крайнем случае, можно использовать фотоаппарат, и сфотографировать все что нужно - самостоятельно. Например, вместо того, что бы обучать ребенка различать действия на картинках, которые выполняет какой-то другой мальчик, или дядя, лучше заснять самого ребенка, выполняющего эти действия, или одного из родителей, и работать над этой целью.

Еще одна возможность сэкономить деньги и усилия - это приобрести один вид пособия, с помощью которого можно работать над разными целями. Например, детское лото в картинках - с помощью этого лото можно:
·         Различать предметы на картинках
·         Наименовать предметы на картинках
·         Сопоставлять предметы с картинками
·         Сортировать по категориям
·         Считать
·         Отвечать на вопросы о предметах на картинках
·         Различать предметы на картинках по характеристикам или функциям

Естественно, как только ребенок приобретает навык, нужно сразу же начинать работать над обобщением, и применением данного навыка в повседневной жизни - иначе, обучение данного навыка теряет всякий смысл.

Аксессуары для записи и анализа данных.

При работе по программе АВА обычно используется папка для бумаг.
В этой папке обычно содержатся:
1. Описание всех программ обучения
2. Списки предметов для обучения
3. Таблицы для записи
4. Аксессуары, используемые при обучении (таймер, жетоны, картинки, и т.д.)
5. Отчеты о продвижении и дополнительные указания.

Содержимое данной папки может варьироваться - в соответствии с указаниями супервайзера и потребностями программы. В век компьютерных технологий уже начинают использоваться специальные программы (www.autismpro.com), предназначенные для записи и обработки данных, но на данный момент, их использование еще не распространено.

Самое важное при подготовке к программе обучения - это помнить, что программа обучения динамична, и постоянно видоизменяется, и поэтому, главное подготовить минимальное количество инструментов, которые позволят начать обучение, и в процессе работы добавлять необходимые материалы - по мере надобности.

Дополнительная статья по теме: 
О программе АВА. Часть 4.

Второй семинар по АВА в Москве

С 17 по 25 сентября 2010 года состоится второй семинар по АВА - "Базисные принципы Прикладного Анализа Поведения (АВА) и методы работы с детьми с диагнозом РДА". Все заинтересованные принять участие в семинаре могут получить подробности о семинаре и записаться у организаторов курса - Екатерины Мень и Яны Золотовицкой.

О программе АВА. Часть 1.

Многие воспринимают АВА программу как интенсивное обучение один на один в течение 35-40 учебных часов в неделю. Данное восприятие АВА программы поддерживается исследованиями об эффективности поведенческого вмешательства для лечения детей с аутизмом. То есть, большинство исследований, которые были сделаны в этой области - относятся именно к такой широкой программе. Судя по исследованиям, данная программа наиболее эффективна в раннем возрасте - от двух до пяти лет, причем программа должна производиться в течение 2 лет как минимум. Но, в действительности, только некоторый процент детей с аутизмом могут обучаться в программе такого масштаба. В Израиле, странах Европы, и уж точно в России, и странах СНГ, мало кто из родителей может себе позволить 40-ка часовую АВА-программу.

Поэтому, в действительности АВА программа имеет следующие характеристики:

·         Программа АВА для детей с аутизмом всегда строится на индивидуальной основе. Для построения программы требуется определить начальные навыки ребенка, и те цели, которые необходимо достичь с помощью программы обучения.
·         Выбор целей для обучения основывается не только на оценке тех навыков, которые данному ребенку необходимо приобрести, но и в соотношении с уровнем развития, который ребенок должен достичь, а так же с возможностями и потребностями окружающей среды, и в первую очередь - родителей.
·         Программа АВА постоянно видоизменяется, в соответствии с продвижением ребенка. Для того, что бы ребенок продвигался постоянно и последовательно, следует постоянно отслеживать прогресс и корректировать программу. Не всегда программа корректируется целиком, но в ней постоянно добавляются или видоизменяются цели обучения. Для достижения наибольшей эффективности, супервайзер должен курировать и корректировать программу каждые две недели - в среднем. В течении двух недель можно увидеть прогресс в обучении, и к тому же, не задерживаться подолгу на одних и тех же целях, а продвигаться дальше. К тому же, это позволяет супервайзеру быть постоянно в курсе продвижения ребенка, и таким образом, взять на себя ответственность. Если супервайзер видит ребенка только раз в два-три месяца, это не позволяет ему делать свою работу профессионально и качественно.
·         Количество часов в учебной программе может варьироваться, в зависимости от надобностей и возможностей.
·         Среднее количество часов в программе АВА - 20 часов в неделю. Минимальное количество часов в АВА-программе - 6 часов в неделю, максимальное - 40.
·         Программа АВА может выполняться:
o   Родителями ребенка
o   Одним терапистом
o   Несколькими терапистами
·         Программа АВА может выполняться:
o   На дому
o   В учебном заведении
o   Во время участия в детском кружке.
·         Занятия могут быть:
o   Индивидуальными
o   В маленьких группах (2-3 человека)
o   В больших группах (5-10 человек)
Программу АВА можно комбинировать, и выполнять как индивидуальные занятия, и как групповые, как дома, так и в учебном заведении и в кружках. Важно, чтобы родители ребенка были неотъемлемой часть команды работающей с ребенком, воспитывали ребенка на основе поведенческих принципов обучения, и помогали ему обобщить все навыки, которые он выучил в программе.

Задание на каникулы - Пластилин.

Последняя неделя каникул, жара спадает, и в преддверии нового учебного года можно заняться более спокойными упражнениями. Пластилин помогает развить мелкую моторику, усиливаются пальцевые мышцы, и ребенок учится разделять пальцы.
С помощью пластилина можно делать следующие упражнения:
  • Скатывать "змеек"
  • Лепить шарики и нанизывать на палочку - как шашлык.
  • Слепить шарик, и втыкать спички - сделать ежика.
  • Размазать пластилин по границам рисунков, или заполнить им формы рисунка (закрасить).
  • Спрятать бусины в пластилине и найти их.
  • Надавливать на пластилин каждым пальцем в отдельности.
  • Лепить из пластилина колечки и надевать на каждый палец.

Для детей, у которых большие трудности с моторикой можно начать с использования более мягкого пластилина, или разноцветного теста, и постепенно перейти к более твердому или вязкому виду пластилина.

Ангел или демон - памяти профессора Ловааса посвящается

2 августа 2010 скончался профессор Ловаас – наверное, самая известная фигура в области АВА.

Его выдающиеся исследования в области лечения аутизма с помощью АВА терапии известны во всем мире, и практически у всех АВА терапия ассоциируется с Ловаасом. Некоторые даже называют поведенческие программы методом Ловааса.

И все же личность профессора Ловааса вызывает неоднозначные реакции.

Задание на каникулы - "Поваренок"





Данное задание отлично подходит для обобщения уже приобретенных речевых навыков - различия и наименования предметов, глаголов и категорий. Кроме этого, при выполнении этого задания ребенок улучшает моторные навыки, и становится более самостоятельным. 

5 самых распространенных ошибок терапистов

1. Привлечение внимания ребенка, называя ребенка по имени слишком часто.
Очень часто тераписты , перед тем, как дать ребенку инструкцию, или спросить вопрос - зовут ребенка по имени. "Саша, похлопай в ладоши!", "Саша! Теперь подними руки вверх!", "Саша! Положи слона к животным!", "Саша! Куда положим яблоко?", "Саша! Посмотри на меня! Где телефон?" "Саша! Саша!!! Сядь!"

Задание на каникулы - Полоса препятствий.

Подготовьте полосу препятствий из домашней мебели. Поставьте в одну линию кухонные стулья, потом стол, потом кресло, и разложите диванные подушки. Теперь установите правила, по которым ребенок должен преодолеть данные препятствия. Наприемр, проползти под стульями, пройти по столу, и перепрыгнуть через подушки, не задевая их.

Какoe руководство для составления программ АВА лучше?

 Три самые известные книги - Ловааса "ME Book", Катрин Морис "Behavioral Intervention for Young Children With Autism: A Manual for Parents and Professionals", и Лифа и МакЭкина " A Work in Progress" очень часто используются для составления АВА программы супервайзорами, родителями, и терапистами того или иного уровня. 


В России наиболее часто встречаются программы по Катрин Морис, наверное,  потому, что книга переведена на русский язык и выложена в интернете. Но, к сожалению, неправильное и непрофессиональное использование этих пособий приводит к тому, что ребенок не продвигается, не обобщает полученные навыки, не использует эти навыки в повседневной жизни, и к тому, испытывает к учебе острый негативизм.

Основная причина в том, что данные пособия являются именно подручным материалом, а не "библией".  И авторами предусматривается то, что программы АВА будут построены на индивидуальной основе, и что обучающая программа будет состоять не только из этих книжных программ, которые обучаются методом отдельных блоков или проб (Discrete Trial Teaching - DTT).

 То есть, теоретически, не может быть такого, что программа ребенка будет состоять из первых десяти программ, и потом ему добавят следующие десять, и так далее, пока, дойдя до 50-той программы, дело не застопорится. И тогда встанет вопрос - почему у ребенка не получается выучить программу 51? Стоит ли силой усаживать его на стул, придвигать столом, чтобы не убежал, и долбить 51-ю программу? Или, может, оставить его в покое? Все равно то, что он выучил в программах 3-49, он все равно не использует в жизни...

Итак, что следует сделать, что бы этого избежать, и все-таки научиться применять АВА программу, даже если под рукой нет опытного специалиста-супервайзора?

Во-первых, если мы уж говорим о пособиях, то лучше использовать более новые, выпущенные после 2005 года. Книга профессора Ловааса, датированная 1981 годом, немного устарела, мягко говоря. Да и Морис (1996), Лиф и МакЭкин (1994) тоже. В новых пособиях используются более новые и разнообразные методы обучения, которые могут лучше подойти ребенку.

Во-вторых, ни в коем случае, не основывать программу АВА только на обучении речевых навыков - будь то различие предметов и действий, выполнение инструкций, и др. В АВА программе обязательно должна быть работа над развитием и усилением навыков коммуникации. При этом, не имеется в виду усиление взгляда, а обучение ребенка способам выражения своих желаний (как жесты, символы, карточки РЕСS, компьютер, и др.). Если ребенок не умеет выражать свои желания, проявлять инициативу, и общаться на базисном уровне - даже если он с отличием выучит все 100 программ, он не сможет использовать эти знания в повседневной жизни.

В-третьих, помнить, что не все навыки можно обучить с помощью метода отдельных блоков или проб (DTT), и подбирать те методы обучения, которые лучше подходят как для ребенка, так и для цели обучения. Следует искать тот вид подсказок, с помощью которого ребенок учится наиболее эффективно, а так же помнить, что игровые и коммуникативные навыки практически невозможно обучить с помощью DТТ.

И последнее. Любая программа, которую в данный  момент учит ребенок, должна иметь непосредственное практическое применение в его жизни. То есть, если вы работаете над каким-либо навыком, и вы, закрыв в глаза,a не можете себе представить, что ребенок начинает его применять в его среде обучения - то лучше отложите эту программу на потом, и выберите себе более практичную и полезную цель.