ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

Детский аутизм - обучение навыкам социальной интеракции. Часть 4.


Наиболее распространенный метод обучения социальной интеракции детей с аутизмом  - это создание ситуации для совместной игры со сверстником. Для того,  чтобы эти встречи проходили удачно, и была возможность сосредоточиться на обучении именно тех навыков, которые отсутствуют у аутичного ребенка, следует выстроить эти обучающие ситуации постепенно, и на основе тех навыков и интересов, которые уже присутствуют.



Первые встречи со сверстником должны быть короткими (не более 30 минут), и целенаправленными на создание приятной обстановки. В течение этих встреч важно не заниматься какими-либо обучающими заданиями, а чем-нибудь особенно интересным и приятным - поедание чипсов, приготовление шоколадных пирожных, игр в интересные игрушки, совместный просмотр любимых мультиков или игры с водой.

Эти начальные встречи являются индикацией всех тех дефицитов в социальных навыках, которым нужно обучать аутичного ребенка, взяв за критерий социальные навыки сверстника. Это не говорит о том, что посмотрев на другого ребенка, нужно схватиться за голову, и долго его жалеть, и оплакивать, насколько же он не похож на обычного ребенка. Нет! Нужно четко определить, в чем именно ребенок затрудняется - не смотрит в глаза, или не соблюдает очередность в играх, или не хочет делиться игрушками, или пассивно сидит в углу.  Выделив одну или две проблемы, следует заранее (т.е. задолго до следующей встречи со сверстником) продумать в каких ситуациях и совместных играх можно отрабатывать и тренировать необходимые навыки, а также каким способом это делать.

Для совместной интеракции, в процессе которой можно обучать отсутствующие социальные навыки, подходят следующие занятия:

В обучающей обстановке:
Перебрасываться мячиком, воздушным шариком, или бумажным самолетиком
Настольные игры
Догонялки
Совместное складывание паззлов
Игра в гоночные машинки

Совместные согласованные действия:
Приготовление еды
Построение моделей

Творчество:
Пластилин
Коллажи
Конструкции

На детской площадке:
Раскачивание вместе на качели
Скатывание с горки по очереди
Скатывание мяча по горке
Игры в песочнице

Подвижные игры:
Догонялки
Прятки
"Море волнуется раз.."
Музыкальные стулья
"Казаки-разбойники"

Игры включающие воображение, с использованием предметов:
Пикник
"Доктор и больной"
Переодевания в различных героев, маски
Поезд
Магазин

Необходимым компонентом обучения социальной интеракции является выбор игр, соответствующих возрасту ребенка. Даже если общий ментальный уровень развития ребенка на уровне 2-3 лет, это не говорит о том, что и в возрасте 5,6,7,8,9-ти лет, нужно по-прежнему складывать пирамидки, или укладывать куклу спать. Для адаптации уровня игр желательно использовать те игрушки и материалы, которые используются сверстниками. Т.е. вместо пирамидки научить ребенка складывать конструктор, а вместо укладывания куклы спать - возить на машинке куклу Спайдермена. Также важно выбирать игры на основе пола ребенка, и не учить мальчиков играть в девчоночьи игры, и наоборот.

Взяв за основы разнообразные действия и игры, которые можно выполнять как дома, так и на детской площадке, можно выстроить и подготовить встречу со сверстником, чтобы занятия были разнообразными, и время социальной интеракции постепенно увеличивалось.


Несмотря на то, что на начальном этапе аутичный ребенок может испытывать затруднения, и отказываться от сотрудничества, интенсивная и четко структурированная работа обязательно принесет свои плоды. Использование таких поведенческих методов обучения, как предварительная подготовка, анализ заданий, подсказки и поощрения позволит выстроить и закрепить необходимые навыки социальной интеракции.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.