ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

Лето в разгаре...


Период летних отпусков является непростым периодом в жизни аутичного ребенка и его родителей.
С одной стороны, именно летом можно делать много любимых вещей - купаться в море или в речке, посещать различные парки и аттракционы и объедаться мороженым.
Но с другой стороны, лето и смена обстановки могут стать причиной внезапного увеличения проблематичного поведения, а также ухудшения в коммуникативных и речевых навыках.


Многие дети с аутизмом болезненно реагируют на любое изменение в распорядке дня, и обнаружение того, что привычная рутина действий не происходит может вызвать у ребенка приступ паники. Эту панику ребенок может попытаться заглушить с помощью обсессивно-компульсивного поведения, или она будет выражаться в форме истерик или агрессии к окружающим.

Отсутствие привычного распорядка также часто приводит к увеличению стереотипичного поведения и аутостимуляций. Если раньше ребенок должен был постоянно выполнять задания, и находился под постоянным присмотром, то теперь ребенок больше предоставлен себе, и т.к. далеко не все дети с аутизмом отличаются здоровым интересом к различного вида играм, прогулкам и занятиям, то почему бы не покрутить колеса или не поразмаховать руками перед текущей водой из крана на досуге?

Кроме этого, отсутствие привычных нянь и учителей, которым еще неделю назад нужно было постоянно отвечать и показывать что-то на карточках, приводит к тому, что и коммуникативные и речевые навыки резко идут на спад. Большая часть родителей аутичных детей не является для речевого поведения таким же контролирующим стимулом как учителя или тераписты. Поэтому, может возникнуть ситуация, в которой ребенок прекращает подавать карточки PECS или просить фразами, и не отвечает на зазубренные вопросы, только потому, что его спрашивает мама, а не няня.

Но, несмотря на эти довольно мрачную картину, можно использовать свободное летнее время с пользой, и не только поддержать уже обученные навыки, но и обучить новым.

Одним из инструментов, который может поддержать желаемое поведение ребенка - это визуальное расписание. Если аутичный ребенок знает заранее, что завтра предстоит долгая поездка на море, а после завтра он будет купаться в море, а через два дня планируется поход в дельфинариум, то это может существенно облегчить адаптацию к происходящим изменениям и успокоить его.

Дополнительный инструмент - это тщательное планирование тех ситуаций, в которых можно применять уже обученные навыки.

Например, если ребенок в речение года учился сортировать карегории, то возможно, раз в неделю, сделать с ребенком художественное задание, в котором он должен будет вырезать из журнала все фрукты, которые найдет, и наклеить их на большой лист бумаги, как натюрморт.

Или, если в течение нескольких месяце ребенок обучался использовать карточки PECS, то следует продумать в каких ситуациях ребенок будет применять этот навык и в отпуске, и каким образом можно адаптировать необходимые материалы (например, перенести карточки с доски в коммуникативную книгу, или вместо магнитных карточек использовать карточки на липучках, или использовать какое-то электронное приспособление, которое ребенок сможет использовать вместо карточек).

Важно помнить, что работа над коммуникативными навыками не должна прекращаться никогда, в отличие, скажем, от академических навыков. Если ребенок научился проявлять инициативу - следует поддерживать этот навык любой ценой, иначе, после возращения из отпуска, нужно будет начинать все сначала.

Ну, и конечно, лето - это отличная возможность вложить ресурсы в обучение социальных навыков. Кроме того, что аутичный ребенок может чаще встречаться с нейротипичными сверстниками, и другие члены семьи, которые обычно заняты на работе, теперь свободны для интеракции. Следовательно, теперь есть возможность обобщить обученные игровые навыки а также обучить новым.


  • Ребенок умеет сопоставлять карточки детского лото - теперь можно начать работать над очередностью и над обращением к партнеру по игре (спрашивать вопрос или реагировать на вопрос).
  • Ребенок умеет сопоставлять пары одинаковых предметов или картинок - можно начать играть в игру "Память", и обучить ребенка терпеливо ждать своей очереди, наблюдать за действиями партнера, понимать понятия "Выигрыш / Проигрыш", а также закрепить сосредоточение, зрительный контакт, навыки визуального восприятия и речевые навыки.
  • Ребенок научился выполнять инструкции - можно научить его самого давать инструкции окружающим, с помощью игры " Царь сказал" / "Simon Says".
  • Ребенок учится различать категории - можно научить его играть в игру "Квартет", и обобщить этот навык, а также научиться просить отсутствующий предмет, обращаться с вопросом, и уделить внимание пониманию перспективы ("Theory of Mind").
  • Ребенок научился различать цифры и понятие "Больше / Меньше" -можно всей семьей или с братом поиграть в карты.

Примеры этих и других игр, а также основные цели и методы обучения мы рассмотрим в следующих статьях.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.