ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

Инклюзия детей с аутизмом. Часть 2.


Успех инклюзивной программы во многом зависит от тщательного планирования и выбора функциональных и конкретных целей для обучения.
Далеко не все учителя, тьюторы и родители умеют обозначать поведение  четко и конкретно. Конкретизация и определение желаемому навыку долны лежать в основе как оценки начальных навыков ребенка, так и в определении целей для обучения.


"Чтоб учился как все" или "Чтобы в школу ходил", "Чтобы выполнял домашнее задание", или даже "Чтоб не выгнали" - все это не является четким и конкретным определением поведения ребенка.

Для начала желательно выделить основные области навыков, и потом, для каждой из областей - выделить отдельные группы навыков для обучения.

Обучение навыков в инклюзивном формате может сосредоточиться на следующих областях:
1. Обучение в групповом формате и приспособление к распорядку дня
Для многих детей с аутизмом обучение в группе не является привычным делом. Многие из них были на домашнем обучении, или на индивидуальном, на различных видах терапии, и сам по себе навык обучения в группе, т.е. сидения рядом с другими детьми, сосредоточение на объяснениях учителя, которые обращены ко  всей группе, выполнение групповых инструкций, списывание с доски, самостоятельная организация учебного места (например, вытащить нужный учебник из портфеля), и т.д. - все это непривычно для ребенка, который приучен к индивидуальному обучению.
Также распорядок для - не для всех детей является обыденным делом вернуться с перемены в класс, или с площадки в группу детского сада. У многих аутичных детей, характеризующихся затруднениями при переходах возникают поведенческие проблемы при требовании перейти от одного вида деятельности к другому.

2. Навыки ведения беседы. Ни для кого не новость, что у многих детей с аутизмом присутствует эхолалия - повторение ранее услышанных слов или фраз.  Данная речевая проблема очень часто мешает ведению беседы с ребенком, т.к. ребенок, вместо того, чтобы отвечать на вопрос, повторяет вопрос собеседника. Также ассоциативное мысление, затруднения в понимании словесных обусловлений мешают ребенку вникнуть в суть разговора и поддерживать беседу на определенную тему. Следовательно, целью для обучения в инклюзивной среде может быть обучение сосредоточения на теме разговора, осознание собственных мешающих компонентов речи, и обучение интравербальным навыкам.

3. Поиск информации / спрашивать вопросы. Многие дети с аутизмом затрудняются в проявлении инициативы. Для некоторых из них является привычным делом обратиться к окружающим с просьбой для получения какого-либо предмета, но умение спросить "Где?", "Когда?", "Зачем?", "Почему?", "Сколько?" - отсутствует. В инклюзивной среде обучения, как и в любой социальной интеракции, умение интересоваться и запрашивать об определенной информации является важным навыком, без которого невозможно полноценное общение с окружающими.

4. Взаимодействие со сверстниками / совместные игры.
Далеко не все аутичные дети умеют играть, и обучение игре требует отдельного интенсивного обучения. Но и те, которые умеют играть, не всегда умеют играть вместе. Аутичный ребенок может часами развивать свой сюжет игры, выстраивать замки и космические корабли, но как только другой ребенок приблизится к нему со своим роботом, аутичный ребенок может впасть в истерику, или повести себя агрессивно. Умение играть рядом с другими детьми, делить части игры и выполнять совместные действия (например, вместе собирать паззл или вместе строить башню) требует интенсивного обучения, которое возможно в инклюзивной среде. Также важно обучить аутичного ребенка обращаться с просьбами и комментариями к сверстнику, реагировать на обращения сверстников, ждать своей очереди, спорить, отстаивать свое мнение, интересоваться интересами других, обращать внимание на эмоции, и т.д.

5. Социальная осведомленность. Навыки в данной области требуют осознания социальных правил и внимательности к окружающим. Умение вести себя определенным образом со сверстниками, и другим образом - со взрослыми является важным социальным навыком, требующим подбора подходящих методов обучения. Умение похихикать с девчонками, поругаться нацензурной бранью и поплеваться в компании мальчишек, а в присутствии взрослого использовать вежливые слова и приосанится - все эти ньюансы часто недоступны аутичным детям. Для того, чтобы ребенок этому научился требуется продолжительное время и интенсивная тренировка.

Вышеперечисленные навыки являются лишь примерами, и не обязуют определение именно этих навыков как целей обучения для всех аутичных детей, проходящих инклюзию. Выбор целей для обучения основывается также на индивидуальных навыках ребенка, на возможностях, которые предоставляет обучающая среда и на выборе наиболее функциональных навыков для обучения.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.