ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

Инклюзия детей с аутизмом. Часть 3.

+
Эффективность обучения в инклюзивной программе не гарантирована одним лишь нахождением аутичного ребенка в классе обычной образовательной школы и присутствием подле него взрослого. Существуют несколько факторов, которые могут существенно повлиять на эффективность инклюзии, и которые нужно принимать в расчет при построении и применении программы:

1. Наличие базисных функциональных навыков

Для того, чтобы аутичный ребенок смог обучаться в инклюзивной среде и продвигаться, у него должны присутствовать следующие навыки:
  • Зрительный контакт
  • Умение терпеливо ждать
  • Сдерживание стереотипичного поведения на публике
  • Закрепленный навык использования туалета
  • Усидчивость
  • Умение выполнять художественно-изобразительную деятельность.
  • Выполнение инструкций (в группе, в пространстве, обусловленные инструкции, многоэтапные действия)
  • Имитация
  • Сопоставление

Речевые навыки
  • Способность отвечать на приветствие и приветствовать
  • Большой словарный запас
  • Спонтанные просьбы
  • Умение просить помощь
  • Умение отвечать на вопросы
  • Умение рассказывать информацию о себе
  • Умение описывать прошедшие события

Академические навыки - счет, чтение, письмо.

Навыки игры
  • Поиск партнеров для игры, самостоятельная игра, понимание правил игры, функциональная игра.

Если данные навыки отсутствуют, то вероятность эффективного обучения в инклюзивной программе заметно снижается. Следует обучить ребенка всем необходимым навыкам (или большинству этих навыков) еще до начала инклюзии. 

2. Тщательно спланированное времяпровождение в инклюзивном классе

Аутичные дети затрудняются организовать времяпровождение в классе. Ребенок может быстро выполнить задание, и потом заняться самостимуляцией, пока другие дети заканчивают выполнять это задание. Также ребенок, затрудняется отслеживать последовательность действий или выполнения задания, а на перемене и вовсе может "не найти себе места" т.к. действия не предопределены и нет четкого распорядка.
Задача тьютора или классного руководителя тщательно спланировать время обучения и порядок выполнения действий, чтобы помочь ребенку оставаться сосредоточенным и избежать возникновения поведнческих проблем.

3. Компетентность и эффективная работа сопровождающего тьютора.

Знания в области поведенческих методов и технологий обучения могут существенно облегчить работу тьютора и увеличить эффективность обучения. Своевременное использование подсказок, выбор эффективных и социально-приемлемых поощрений, дробление навыков и использование визуальных стиимулов являются эффективными инструментами, которые тьютор должен научиться применять в своей работе.

4. Дополнительное обучение необходимых навыков вне школы.

У многих аутичных детей темп приобретения навыков замедлен - то, что нормативно развивающийся сверстник может выучить за один урок - аутичный ребенок должен повторять неоднократно. Параллельное обучение навыкам, которые необходимы ребенку для успешного обучения в школе - в домашней программе АВА может стать серьезным подспорьем инклюзивной программе. Можно заранее подготовить ребенка к тем темам, которые весь класс будет изучать в течение следующих недель, для того, чтобы ребенок не отставал и был более успешным и сосредоточенным на уроках.

5. Профессиональное сопровождение и курирование программы опытным специалистом. 

Получение супервизии и профессионального сопровождения от опытного специалиста может существенно повлиять на улучшение эффективности обучения, а также избежать многих осложнений, которые обычно возникают в процессе инклюзии. Если программу сопровождает специалист, у которого есть опыт в применении инклюзивной программы, он может помочь тьютору спланировать учебный процесс, выделить цели для обучения, а также стать связующим звеном между всеми участниками программы - родителями, учителями и самим тьютором.

6. Командная работа и понимание процесса
Многие учителя, тьюторы и родители воспринимают инклюзию как своего рода попытку - "попробовать и посмотреть, что получится". "Если у ребенка получится обучаться и сверстники его воспримут, а учителя с ним справятся - значит хорошо, а нет - так будем искать что-то другое". 

Восприятие инклюзии как процесса - процесса обучения, в динамике которого можно производить изменения, применять различные методы обучения для увеличения эффективности, использовать вспомогательные материалы и методы, и выстраивать взаимодействие со сверстниками - делает инклюзию полезным и необходимым компонентом реабилитации особого ребенка.



0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.