ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

О "пассивном словаре" и об эффективности обучения детей с аутизмом


Многие родители и специалисты, работающие с аутичными детьми, вкладывают немало ресурсов в развитие "пассивного" словарного запаса - показывают ребенку предметы и наименуют их, постоянно проговаривая все возможные наименования находящихся в окружении предметов, событий и стимулов. На занятиях аутичному ребенку показываются различные предметы и картинки: - "Вот шарик, он круглый, гладкий, вот смотри как я его бросаю, а вот он, шарик, покатился. Смотри! Смотри!!! А ну-ка
повторяй! Гладкий, гладкий! Давай считать - Один, два, три! Бросай мне! Бери себе!Скажи "Тётя, дай шарик! Скажи: "Дай!Дай!", "Вот так вот, ручкой". "Это ручка!" А где твоя ножка?" А смотри, у стола тоже ножка!" Все это время аутичный ребенок с отсутствующим видом переходит от одной игрушки к другой или  пытается вырваться и убежать подальше (что и любой другой ребенок тоже сделал бы на его месте;-). И вот, наконец-то, занятие закончилось. И учитель, с довольным видом утверждает:"Вот, сколько мы сегодня всего выучили! Правда, Коля не реагировал...Но ничего, он все запомнил! Покамест это отложится в "пассивном словаре", и когда он начнет разговаривать - все это скажет..."

Искренняя вера в "пассивный словарь" очень часто становится серьезным препятствием в обучении ребенка с аутизмом, и уводит родителей и специалистов от сосредоточения на эффективности обучения.

Особенность обучения аутичных детей заключается в том, что мы не можем с точностью утверждать, что ребенок знает, а что не знает, пока не увидим, что он спонтанно использует данный навык. А для того, чтобы аутичный ребенок начал применять обучаемый навык в повседневной жизни - окружающая среда ребенка и его собственный круг интересов должны предоставить ему такую возможность.

Отсюда, прежде чем обучать ребенка таким понятиям как "ножка стола", "гладкий", или "солнышко светит, а мячик катится" - следует задуматься, а сможет ли ребенок на данный момент его развития применять данные понятия в спонтанной речи? Если речь идет об аутичном ребенке, который не умеет обращаться с просьбами, заинтересован только в отдельных стимулах (еде и самостимуляциях), то работа над данными понятиями, скорее всего, будет излишней и не функциональной. Конечно, нам, как учителям, будет спокойнее - "Хоть чему-то, да научили!" Но это - самообман. Ничему не научили, а только зря потратили время!

Вместо того, чтобы "тарахтеть" про солнышко и катящиеся мячики, не лучше ли сосредоточится на том, чтобы ребенок научился обращаться с просьбой к окружающим? Да, он сейчас сможет научиться обращаться только с помощью карточек. Да у него будет много карточек, которые он будет использовать... Но это будет уже не "пассивный", а "активный" словарный запас.

Возможно, у ребенка отсутствует интерес к гладкости мячиков и свету солнышка. Его на данный момент интересуют паровозики, которые катятся по кругу, и конфеты в желтых обертках. Ах, как же это ненормативно, не обращать внимания на солнышко! Отсюда, нужно срочно "вдолбить", что "солнышко светит, солнышко светит". "А мячик - катится, катится…" Но более функциональным действием будет работа над расширением круга интересов - поиском стимулов, которые смогут заинтересовать ребенка, и с которыми он будет активно взаимодействовать. Например, искать новые новые интересные игрушки и занятия, причем не только те, которые имеют вид настольных игр, а в виде пособий, позволяющих движение и взаимодействие - качели, батуты, самокаты, лабиринты для скатывающихся шариков, и т.п.

Сложности в обобщении, которые характеризуют детей с аутизмом, также не всегда принимаются в расчет педагогами. Обучение ребенка повторять звуки - "А", "О", "Ка", "Да", и т.д. далеко не всегда помогает ребенку использовать эти звуки в спонтанной речи. Например, логопед работает с ребенком над окончаниями "Ка" и "Ки". "ДевочКА", "ДевочКИ". Ребенок научился добавлять эти слоги. Но это вовсе не приводит его использовать эти слоги в просьбах "ЧашКА", и "КонфетКИ". Он по прежнему тянет маму за руку и направляет ее руку чашке, а еще проще - возьмет стул, вскарабкается и сам возьмет то, что ему нужно. И при этом, если задать вопрос логопеду, почему ведется работа именно над "Ка" и "Ки" - можно получить искренний ответ - "Для пассивного словаря!".

Отсюда - как ни приятно тешить себя мыслью о том, что с ребенком ведется работа, и у него расширяется "пассивный словарь", давайте трезво смотреть на вещи, и оценивать собственную работу на основе активного прогресса ребенка. Если мы его качественно учим - все его навыки будут активными и функциональными для его жизни!

5 коммент.:

Здравствуйте, Юлия! Я очень с Вами согласна, но это пришло со временем - понимание: мой ребенок не применяет полученные навыки на занятиях. Незнание и отсутствие желания знать, уверенность в своей правоте многих спецалистов (ставить звуки, и всякого рода развивалки и т.д.)меня удивляет, даже, нет - раздражает....Просто ничего не знала о ABA... и сейчас знаю совсем немного, а ведь моему сыну 7 лет, непоздно начать с начала?

Жму +1, как для меня эта тема актуальна :-) Юля, у нас, в нашем городе, мне пока еще не встречался логопед, владеющий АВА. Обычные же логопеды очень часто задают учить ребенку стишок "с движениями". Например, "Совушка-сова, большая голова (обе руки на голову), На суку сидит (руки внизу в кулачки"), головой вертит (вертим головой)".. и тд. Эффективны ли подобные упражнения? Или это "тарахтение"? Я не замечаю от них никакого эффекта у неговорящих детей... А как из Вашего опыта?

Данное упражнение больше всего подходит для обучения имитировать движения. Я не уверена, что ребенок, с помощью этого упражнения научится понимать что такое "сидеть на суку". Но для обобщения имитации движений может вполне подойти. Все зависит от того, какую цель преследует логопед, выполняя данное упражнение на занятии.

Как обогатить активный словарный запас у говорящего аутиста

Прежде всего, провести тестирование начальных речевых навыков, и определить, какие речевые навыки у ребенка уже присутствуют и в чем он испытывает затруднения. После определения, каких именно вербальных навыков не хватает ребенку - начать работать над этими навыками, целенаправленно и последовательно.

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.