ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

О сертификатах, свидетельствах и профессиональной компетенции


Сертификаты
В области АВА услуг по-прежнему существует большая путаница с определением компетенции поведенческого специалиста - тераписта, аналитика, консультанта, и т.д. Клиенты, т.е. родители детей с аутизмом, затрудняются определить может ли тот или иной специалист помочь ребенку, и насколько велика его компетенция.

Прежде всего, следует помнить, что любое свидетельство или сертификат являются подтверждением того, что у данного специалиста есть минимальная (а не максимальная) компетенция в данной области.
Например, свидетельство о том, что человек принимал участие в поведенческом тренинге в объеме 40-ка часов является свидетельством того... что человек принимал участие в тренинге в объеме 40-ка часов.

Данное свидетельство не свидетельствует о том, что этот специалист является мега-специалистом, что только он, и никто другой не сможет помочь ребенку, что он единственный и неповторимый, и только в нем спасение.
Данное свидетельство свидетельствует....... что человек принимал участие в тренинге в объеме 40-ка часов.

В области поведенческого анализа стандарты профессиональной практики устанавливает международная комиссия ВАСВ. Эта комиссия, на основе разработанных ею стандартов, выдает практикующим специалистам Международный Сертификат ВСВА или ВСаВА.

О чем говорит сертификат, скажем ВАСВ? Он говорит о том, что:

  • 1. У специалиста есть высшее образование (Магистерская степень). Без высшего образования специалисты не допускаются к сертификационному экзамену.
  • 2. Специалист закончил курсы в объеме 225 часов в области Прикладного Анализа Поведения. Тот специалист, который не обучался на курсах, не допускается к экзамену. Эти курсы обязательно должны быть утверждены Комиссией ВАСВ, как соответствующие требованиям, иначе специалист, который обучался на не утвержденных курсах, к экзамену тоже не допускается. Если специалист закончил курсы в меньшем объеме, то его могут допустить к сертификационному экзамену на другой уровень, на ВСаВА, но не ВСВА (как минимум 135 часов).
  • 3. У специалиста есть как минимум 1500 часов практики. Причем эту практику он не отсидел дома на диване, а работал "в поле", применяя поведенческие методы. Практику этого специалиста обязательно курировал другой опытный специалист. Без прохождения необходимого количества часов практики под супервизией опытного специалиста невозможно получить Международный Сертификат.
  • 4. Специалист сдал международный экзамен. Существует большое количество специалистов - терапистов, психологов, педагогов, укоторых есть и высшее образование, которые обучались на курсах АВА и проходили практику, но которые НЕ сдали сертификационный экзамен. Нужно действительно хорошо знать АВА, чтобы сдать сертификационный экзамен. Сертификационный экзамен не может сдать человек, который только читал об АВА, или прослушал курсы, или практиковал. К сертификационному экзамену нужно готовится. Но даже хорошо подготовленным поведенческим коллегам, с многолетней практикой, не всегда удается сдать сертификационный экзамен с первого раза.
  • Перечень специалистов, обладающих сертификатом ВСВА или ВСаВА компетенции можно найти на сайте  Международной комиссии: http://www.bacb.com/


И все же, обладатель международного сертификата ВСВА или ВСаВА необязательно является единственным специалистом, у которого есть право практиковать поведенческий анализ:

1. На данный момент во всем мире нет ограничения практики Поведенческого Анализа. Т.е. многие АВА тераписты с профильным непрофильным, высшим или средним образованием применяют АВА, при этом без Международного Сертификата. Многие родители аутичных детей применяют АВА и работают с собственными детьми (и правильно делают!) - тоже без сертификата ВСВА. Ни в одной стране мира этих специалистов или родителей не могут судить или привлечь к ответственности за применение АВА, т.к. нет закона, ограничивающего практику.

2. Компетенция специалиста измеряется его эффективной работой, а не сертификатами. Даже у самого многоопытного специалиста, с кучами дипломов и сертификатов, может не сложиться работа с тем или иным ребенком (или с его родителями). А у другого специалиста, у которого опыта меньше, но, возможно, другой темперамент, или другой подход, работа сложится прекрасно. Если специалист работает эффективно, то прогресс ребенка заметен. Если у ребенка нет прогресса - возможно, следует поискать другого специалиста. Но необязательно дополнительный сертификат.

3. Кроме  Международного сертификата, существует масса других свидетельств, дипломов и сертификатов. И все они являются свидетельством того, что их обладатель обучался, либо принимал участие, либо практиковал.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Святое право родителей - требовать свидетельства о компетенции специалиста. Но - внимательно читать и разбираться, что это за свидетельство. Не возлагать излишних надежд на то, что только специалист со свидетельством сможет сделать необходимую работу, а другой - нет.

2. Специалист, который уверен в своей профессиональной компетенции, никогда не будет врать о том, какие свидетельства у него есть, каких нет. Он с радостью предоставит все свидетельства по первому требованию, и подробно объяснит, что он умеет делать, а что не умеет.

3. Специалист, который уверен в своей профессиональной компетенции, не будет оправдывать свои профессиональные действия наличием сертификата. Другими словами, не скажет: "Я так делаю, потому что я обучался там-то и там-то, и меня так научили. Вот сертификат. А у вас его нет - значит, нечего меня доставать". Компетентный специалист всегда может обосновать свои профессиональные действия на основе тех знаний, которые он имеет.

4. Оценка эффективности - самый верный показатель компетентности специалиста. И здесь важен индивидуальный подход. Между специалистом в поведенческом анализе, ребенком и родителями ребенка существует взаимосвязь, взаимное доверие и уважение. Если специалист опытный, но ребенок не продвигается - значит он не подходит. Если ребенок продвигается, но родители замечают, что между ним и ребенком нет взаимодействия, и ребенок не хочет заниматься со специалистом - в данном случае тоже следует взвесить смену специалиста. Но и специалист имеет право прекратить работу, если он видит что его профессиональные действия не приносят желаемых результатов.

Терапевтичекая работа имеет определенную динамику взаимоотношений, которая длится определенный период. Можно привести великое множество примеров, когда поведенческую работу выполняет специалист, у которого нет либо профильного образования, либо солидного сертификата, но эта работа выполняется качественно, с энтузиазмом и с полной отдачей. Отсюда, родителям нужно искать специалиста, который работает не сертификатом, а головой и сердцем.


1 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.