ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

Видеоурок: использование метода частичных интервалов при сборе данных.


частичные интервалы сбор данныхВ поведенческом анализе сбор данных имеет важнейшее значение для оценки прогресса человека. Сбор исходных данных до начала терапии или вмешательства позволяет нам сравнить их с собранными данными после их завершения для понимания эффекта этих мероприятий на поведение ребенка. Также следует отметить, что зачастую родители ребенка говорят, что проблемное поведение происходит «постоянно» или «весь день». Сбор исходных данных до начала терапии или вмешательства даст реальную картинку того, как часто на самом деле данное поведение происходит.


Сбор данных методом интервалов дает нам информацию о том, происходило или не происходило определенное поведение в заданный промежуток времени. Сбор данных методом частичных интервалов дает нам представление о том, произошло или не произошло это поведение в любой точке заданного промежутка времени.

Например, если мы измеряем проявление такого поведения ребенка, как крик, и ребенок кричит только 5 секунд в течение пяти-минутного интервала, поведение в таком интервале считается произошедшим. Интервал может представлять собой промежуток времени любой длительности, от нескольких секунд до нескольких часов, в зависимости от того, какое именно поведение вы анализируете. К примеру, если вы хотите отследить опасное агрессивное поведение или самостимуляцию, которая потенциально может нанести вред ребенку, необходимо использовать небольшие интервалы наблюдения, и наблюдать за поведением в течение всего дня. Если же вы работаете над сосредоточением ребенка над заданием и хотите добиться его беспрерывной внимательности на протяжении 5 минут, значит вам необходимо использовать 5-минутный интервал для анализа.

К сожалению, доступ к видеосюжету, на примере которого было продемонстрировано использование метода частичных интервалов, был ограничен правообладателем. Поэтому далее последует описание и перевод того, что было показано в этом видеоролике. В данном видеосюжете ребенок сидит за столом и читает книгу, периодически размахивая руками в воздухе. Попробуем оценить его поведение методом частичных интервалов, приняв за интервал 10-секундный промежуток времени. Для этого нам потребуется секундомер и листок бумаги с ручкой. После запуска таймера все, что необходимо делать, это наблюдать за поведением.

К концу первого 10-секундного интервала ребенок ни разу не размахивал руками в воздухе. Так как поведение не произошло, необходимо отметить данный интервал знаком «минус». Немедленно пересбросьте таймер для следующего интервала и продолжайте наблюдение. Во втором интервале ребенок размахивал руками всего несколько секунд до окончания интервала. Но при методе частичных интервалов эпизоду поведения достаточно продлиться всего несколько секунд, чтобы этот интервал был отмечен знаком «плюс». Таким образом данный интервал получает «положительную» отметку. К моменту начала следующего интервала поведение все еще происходит, таким образом будет также уместным отметить данный интервал знаком «плюс». В четвертом и пятом интервалах ребенок не проявил целевого поведения, таким образом они отмечаются «минусом». Однако обратите внимание на то, что перед тем, как собирать данные о проявлении специфического поведения, очень важно иметь объективное, четкое и краткое описание данного поведения (в данном случае, размахивания руками), таким образом, другие наблюдатели смогут с легкостью отследить это же поведение, и в этот анализ не попадут никакие другие виды проявляемого поведения. В шестом интервале снова наблюдается эпизод размахивания руками, таким образом он отмечается как положительный. И в последнем интервале ребенок не размахивал руками, потому он отмечается знаком «минус».

В данном видеосюжете было 7 интервалов по 10 секунд, 3 из которых должны быть отмечены «плюсом», и 4 из них – «минусом». Таким образом, 42% общего времени наблюдаемых интервалов ребенок демонстрировал целевое поведение.

Обычно данные интервалов используются, когда есть потребность определить процентное соотношение времени в течение дня или сессии обучения, когда ребенок проявляет определенное поведение, что дает нам представление о том, как часто оно происходит. В то время как количественные методы сбора данных дают нам представление о том, сколько раз ребенок проявил целевое поведение, метод интервалов дает информацию о том, какую часть дня или сессии ребенок проводит, проявляя целевое поведение. Важно понимать, что метод интервалов не говорит о том, сколько времени происходило поведение. Он лишь говорит о том, что поведение происходило.

Иногда метод частичных интервалов несколько переоценивает поведение. Это происходит из того, что критерием является хотя бы один эпизод проявления поведения в заданном интервале, независимо от частоты его проявления. Поэтому, этот метод лучше использовать в случае целевых поведений, которые должны уменьшиться, таким образом после реализации вмешательства мы сможем видеть, как этот высокий процент со временем уменьшается.





Источник: http://www.youtube.com/watch?v=vx9AJiSB6zU&list=PL8C9E76E724BC0D6D&index=14&feature=plpp_video

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.