ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

Развитие социальных навыков у аутичных подростков

Какие подходы являются эффективными в развитии социальных навыков у подростков, страдающих заболеваниями аутистического спектра? Этот вопрос является очень важным, потому как проблема отсутствия социальных навыков существенно обостряется, когда аутичные дети достигают подросткового возраста. Для многих аутичных подростков, особенно в случае высокофункциональных детей, их проблемы с социальными навыками становятся более выраженными и заметными в средней и старшей школах, так как подростки в этот период особенно остро начинают проводить разграничение между теми, что «вписывается» в их понимание нормальности, а кто «стоит особняком».
Исследования продемонстрировали эффективность некоторых подходов по улучшению социальных навыков, но также они показали, что ни один из подходов не работает абсолютно для всех аутичных подростков. Кроме того, большинство исследований сосредоточены на высокофункциональных подростках-мальчиках и молодых мужчинах. Мы не знаем, насколько эффективно эти подходы сработают в случае с подростками-девочками и молодыми женщинами, страдающими аутизмом, или с низкофункциональными аутистами, так как количество исследований в данных группах на сегодняшний день не является достаточным.

В настоящее время наиболее распространенной стратегией вмешательства в случае высокофункциональных подростков считается «структурированное обучение». Оно обычно осуществляется в группах, учителя обучают детей социально-приемлемому поведению, затем моделируют поведение, проводят ролевые игры, после чего предлагают подросткам использовать полученные навыки со своими сверстниками. Хотя подход структурированного обучения неплохо работает в случае многих подростков, не все они реагируют на него одинаково хорошо.

Мэтью Лернер, кандидат психологических наук в Университете Вирджинии, специалист в области психиатрии и поведенческой неврологии, создал альтернативную модель обучения под названием SDARI (Socio-Dramatic Affective Relational Intervention – социо-драматическое аффективное реляционное вмешательство). В настоящее время она используется во многих программах по всей стране, и продемонстрировала многообещающий эффект в ряде исследований.

SDARI состоит из трех компонентов, которые инструкторы могут адаптировать для подростнических программ обучения социальным навыкам. Во-первых, модель предполагает импровизационные игры, которые «прощупывают», какие навыки вызывают у подростков наибольшие трудности, не провоцируя проблем. Во-вторых, в их социальный опыт «встраивается» вознаграждение. То есть например, вместо того, чтобы разрешение уйти поиграть в видео-игру делать вознаграждением, видеоигры включаются в образовательную программу, обеспечивая при этом, чтобы подростки играли вместе. Это позволяет связать позитивный социальный опыт с наслаждением от любимой видео-игры.

В третьих, в рамках данной модели специальным образом обучают консультантов, чтобы избежать традиционной схемы взаимоотношений «учитель-ученик». Задача консультантов – сосредоточиться на развитии связей аутичных учащихся с их сверстниками, поиск общих интересов и развитие положительных взаимоотношений.Таким образом, подростки могут использовать социальные связи, налаженные с их консультантами, в качестве «мостика» для формирования социальных связей со своими сверстниками. Однако в случае каждого подростка необходимо провести оценку его интересов, чтобы грамотно «вписать» их в программу с учетом индивидуальных потребностей и особенностей. В настоящий момент исследование продолжается.

Если ваш ребенок не реагирует на программу развития социальных навыков, не спешите сдаваться. Вполне возможно, что смена подхода к проведению вмешательства может помочь вашему ребенку в овладении необходимыми социальными навыками.

Источник: http://www.autismspeaks.org/blog/2012/08/24/promoting-teen-social-skills


0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.