ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

Видеоурок: Уменьшение поведения при помощи процедур дифференциального усиления.


DRI DRAСреди различных методов уменьшения нежелательного поведения процедуры усиления имеют множество преимуществ. Усиление не имеет аверсивной (неприятной) стороны в отличие от процедур наказания и прекращения усиления. Еще одним недостатком процедур ослабления/наказания является то, что они не обучают ребенка альтернативному поведению, которым можно было бы заменить нежелательное поведение.


Процедуры усиления, о которых мы говорим, называются «дифференциальное усиление». Дифференциальное усиление – это процедура, предполагающая две отдельных формы поведения: одно из них усиливается и укрепляется, второе постепенно прекращается.


Рассмотрим один из примеров применения дифференциального усиления. Если родители хотят усилить поведение ребенка, заключающееся в употреблении в пищу овощей, и уменьшить отказы ребенка от не предпочитаемой им еды, они должны игнорировать плач малыша и отталкивание предлагаемой еды и поощрять желательное поведение ребенка, предоставляя ему небольшие кусочки его любимого лакомства в ответ на согласие съесть немного овощей. Если ребенок прекращает плакать и отталкивать от себя еду, одновременно начиная съедать большее количество овощей, тогда это можно назвать дифференциальным усилением.

Дифференциальное усиление является одной из наиболее распространенных и эффективных методик уменьшения проблемного поведения. Существует несколько его форм:

• Дифференциальное усиление альтернативного поведения (Differential Reinforcement of
Alternative behavior (DRA))

• Дифференциальное усиление несовместимой формы поведения, исключающей проблемное поведение (Differential Reinforcement of Incompatible behavior (DRI))

• Дифференциальное усиление отсутствия проблемного поведения (Differential Reinforcement of Other Behavior (DRO))

В данном видео разъясняются сущность и различия между этими формами дифференциального усиления, а также предлагаются рекомендации для их эффективного использования.




Дифференциальное усиление альтернативного поведения – это усиление поведения, альтернативного проблемному, и прекращение проблемного поведения путем прекращения его усиления. В одном из видеосюжетов вы видите, каким образом дифференциально усиливается обращение ребенка  просьбой для получения желаемых предметов, и игнорируются его крики и плач. Инструктор дает ребенку подсказку к использованию просьбы и немедленно усиливает его реакцию.

В следующем видеопримере инструктор игнорирует крики девочки Сары о том, что ей необходимо вымыть руки после рисования красками, и позволяет пойти к раковине только после того, как она произнесет «Мама, мне нужно помыть руки. На моих пальцах краска».


Обратите внимание, как осторожно инструктор блокирует возможность ребенка уйти от доски для рисования и дает подсказку к использованию соответствующей вербальной коммуникации для того, чтобы получить доступ к желаемой деятельности, тем самым комбинируя прекращение усиления нежелательного поведения с обучением корректной реакции манд, то есть обращения с просьбой.

Дифференциальное усиление несовместимой формы поведения, исключающей проблемное поведение (DRI) близко к дифференциальному усилению альтернативного поведения (DRA) в том смысле, что оно также обучает ребенка функционально эквивалентному альтернативному поведению. Разница состоит в том, что DRI прекращает целевое нежелательное поведение, обучая ребенка такой форме поведения, которая делает физически невозможным появление проблемного поведения. В следующем видеопримере ребенок играет с пищей вместо того, чтобы съесть ее. Используя процедуры DRI, инструктор блокирует поведение, заключающееся в раздавливании кусочков лакомства, и усиливает непосредственное употребление их в пищу.

В данном случае раздавливание пищи и процесс ее поедания являются взаимоисключающими формами поведения. Или же, например, складывание рук перед собой исключает возможность ребенка брать предметы со стола.


Источник: http://www.youtube.com/watch?v=OKl2aQSTFno&feature=related

1 коммент.:

Уважаемые коллеги,посоветуйте какой подход применить к аутичному ребенку,который все время плюет на других людей и вокруг себя.

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.