ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

«Посмотри на меня!», или получение внимания.


внимание аутичного ребенка
Знание того, как получить и удержать внимание ребенка, имеет решающее значение для людей, предоставляющих обучение по методике АВА. Если вы начинаете обучающую сессию с послушным, тихим и внимательным ребенком, это еще не означает, что сессия закончится таким же образом. АВА-обучение может включать быстро предоставляемые специфические требования, и если ребенок недостаточно внимателен, в таком случае будет довольно сложно по-настоящему оценить процесс его обучения.


Даже вне контекста сессии АВА-терапии заполучить и удержать внимание ребенка с аутизмом может оказаться непростой задачей. Часто во время наблюдения за людьми, которые взаимодействуют с аутичными детьми, и которые не являются профессионалами в области АВА, можно заметить, что в конечном итоге они начинают «забрасывать» ребенка требованиями. Они могут давать инструкцию ребенку, который погружен в просмотр ДВД, отвернулся спиной или участвует в вокальной аутостимуляции. Когда такое происходит, нельзя серьезно винить ребенка за невыполнение требований и непослушание. Как ребенок может выполнить требование «Садись ужинать», если все, что он услышал, было слово «-жинать»?

Те поведения, которые взрослые обычно определяют в качестве индикаторов внимательности и сосредоточенности (постоянный зрительный контакт, немедленное реагирование), могут представлять серьезную трудность для ребенка с аутизмом. Аутостимулирующее поведение и проблемы с обработкой аудиторных стимулов могут затруднить процесс сосредоточения внимания. Например, когда взрослый находится с ребенком в детском игровом центре и пытается дать ему какую-либо инструкцию, ему приходится перекрикивать звуки смеющихся и кричащих детей, гул кондиционера и звон, исходящий из расположенного неподалеку игрового автомата. Ребенку бывает сложно распределить все эти звуки и сосредоточиться на том, что говорит ему взрослый.

Дефицит навыков социализации также затрудняет процесс сосредоточения у аутичных детей. Прямой взгляд в глаза взрослого может быть достаточно аверсивным для ребенка, поэтому после того, как его заставят сделать это при помощи инструкции «Посмотри на меня», он может чувствовать себя настолько дискомфортно, что не сможет по-настоящему сосредоточиться на том, что ему говорят. Нахождение в непосредственной близости от другого человека также может представлять собой довольно дискомфортную для аутичного ребенка ситуацию, которая еще больше затрудняет понимание того, что ему говорят взрослые. Все эти факторы необходимо учитывать в случае, когда вы пытаетесь добиться внимания ребенка с аутизмом и удержать его.

Скорее всего, это общеизвестный факт, однако он заслуживает еще одного упоминания: если ребенок с аутизмом не смотрит вам в глаза, это еще не означает, что он вас не слушает. К сожалению, многие люди, а особенно учителя, считают, что ребенок, который смотрит в пол, когда к нему обращаются, «проявляет неуважение» к говорящему. Тем не менее, аутичный ребенок может смотреть в сторону исключительно для того, чтобы сосредоточиться на том, что он слышит.

Ниже мы приведем несколько советов в отношении получения внимания аутичного ребенка.

Следует избегать:

- Использования имени ребенка. Многие специалисты имеют привычку использовать имя ребенка для того, чтобы добиться его внимания в ходе сессии АВА-терапии. Это может доходить до того, что специалист произносит имя ученика в буквальном смысле сотни раз за двухчасовую сессию. Кроме того, таким образом, терапист сочетает в паре имя ребенка с выставлением каких-либо требований. Приведем очень ясный пример для того, чтобы представить, насколько неприятной с точки зрения ребенка такая ситуация может оказаться. Предположим, что когда вы на работе, ваш начальник выкрикивает ваше имя («Татьяна!»), а затем дает вам все больший объем работы, который необходимо выполнить. Сколько времени пройдет прежде, чем вы начнете испытывать чувство страха и раздражения каждый раз, когда начальник произносит ваше имя? Наверное, немного. На самом деле, очень важно не сочетать имя ребенка с работой («Эйдан, дотронься до чашки»… «Эйдан, дай мне желтый»… «Эйдан, сколько тебе лет?» и т.д.)

- Прикосновения/перемещения лица ребенка. Кроме того, что это не является истинным индикатором внимания (ребенок может повернуть к вам свое лицо, но при этом не будет смотреть вам в глаза), это может быть довольно аверсивной ситуацией для ребенка. Хотели бы вы, чтобы ваша подруга разворачивала ваше лицо за подбородок по направлению к себе только потому, что вы невнимательно слушаете историю о ее поездке в отпуск? Скорее всего, нет. Аутичный ребенок может на время забыть о вашем присутствии в те моменты, когда он погружен в аутостимуляцию, поэтому неожиданное прикосновение к его лицу или подбородку может оказаться очень неприятным и пугающим для него событием.

- «Посмотри на меня». Необходимо понимать, что фраза «Посмотри на меня» - это не то же самое, что просьба к ребенку обратить внимание на вас. Кроме того, не стоит повышать при этом голос. Не следует добиваться внимания со стороны ребенка таким образом. Используйте естественный тон голоса и заинтересованное выражение лица. Можно сказать что-то вроде «Ты смотришь?» или (указывая на рабочие материалы) «Посмотри вот сюда».

- Использования грубых напоминаний или подсказок. Часто специалисты используют визуальные сигналы для того, чтобы получить внимание ребенка за столом, особенно в случае работы с очень маленькими детьми. Однако иногда бывает сложно обобщить или устранить подобные сигналы. Это может быть чем-либо вроде знака, который говорит ребенку: «Ручки на месте, ножки спокойные, ротик закрыт, готовимся учиться». Лучше всего не полагаться на подобные подсказки и напоминания, потому что с их помощью ребенок зачастую учиться не тому, как оставаться внимательным, а скорее тому, как стать зависимым от подсказок.

Следует попробовать:

- Использовать поведенческий момент. В целом, поведенческий момент означает, что ребенку предоставляется возможность быть успешным до того, как к нему выставляется требование или дается задача к выполнению. То есть, если вы проводите АВА-сессию, и ребенок ведет себя невнимательно, дайте ему инструкцию к выполнению уже освоенных им задач, например «Похлопай в ладоши», «Встань» и др. Затем доставайте учебные материалы или карточки и начинайте работать. Не забывайте усиливать выполнение уже освоенных задач. Таким образом, у ребенка сформируется поведенческий цикл «просто (поощрение) + просто (поощрение)» прежде, чем вы перейдете к более сложным задачам, что увеличит вероятность того, что ребенок останется внимательным к процессу обучения.

- Вести себя весело и увлекательно. Лучший способ привлечения внимания всегда зависит от конкретного ребенка. Однако есть вещи, которые срабатывают чаще остальных. Например, в случае детей младшего возраста в начале сессии можно поиграть в обратный отсчет, борьбу на руках, в бег к столу наперегонки и т.п. В случае детей старшего возраста и более высокофункциональных детей можно предлагать действия выбор (например, «Сейчас займемся подбором пар или же сначала поиграем в цифры?»). Таким образом, ребенок оказывается задействованным в структуру сессии, и он остается внимательным к вам.

- Улавливать или искусственно воссоздавать Мотивационные Операции. Улавливание мотивации ребенка всегда приведет вас к получению внимания со стороны этого ребенка. Если я хочу получить 5 долларов, и вы подойдете ко мне, держа в руках 5 долларов, скорее всего, я обращу внимание на то, что вы мне скажете. Поэтому старайтесь начинать сессию с проведения оценки предпочитаемых поощрений, чтобы увидеть, что будет мотивировать ребенка во время занятия.

***Совет:
Внимание не должно считаться навыком, присутствие которого у любого ребенка является само собой разумеющимся. Может быть так, что ребенок просто не знает, КАК нужно оставаться внимательным. В таком случае, вы можете прибегнуть к методике АВА для обучения ребенка данному навыку. Если целью является сосредоточение и внимательность, при разработке программы рекомендуем вам обратить внимание на следующие навыки:

Имитация
Рецептивная речь
Реакция на имя
Внимание к предметам/объектам (ребенок взглядом следит за предметом)



Источник: http://www.iloveaba.com/2013/08/look-at-me-gaining-attention.html

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.