Дифференциальное усиление



DRO
Дифференциальное усиление представляет собой структурированную версию стратегии «улавливания» эпизодов желательного поведения у ребенка. То есть, вместо того, чтобы наказывать детей за «плохое поведение» в целях уменьшить его проявление, взрослые избавляются от него, используя положительное усиление структурированным образом. В зависимости от выбранной процедуры, происходит дифференциальное усиление (поощрение при определенных обстоятельствах) [1] уменьшения частоты проявления нежелательного поведения (DRL), [2] отсутствия нежелательного поведения в течение определенного промежутка времени (DRO) или [3] замещения нежелательного поведения более приемлемой формой желательного поведения (DRI). Данные подходы положительны по своей сути, поскольку их смысл состоит в поиске способов использования поощрений с целью мотивировать ребенка к тому, чтобы он вел себя лучше (вместо того, чтобы наказывать его за текущее поведение). Несмотря на то, что наказание и ослабление можно комбинировать с данными процедурами для создания более мощной программы изменения поведения, процедуры дифференциального усиления часто используются без процедур ослабления.

Рекомендации для эффективного использования таймаута.



проблемы поведения
Таймаут – это процедура, которая включает в себя отказ в доступе к любым источникам усиления (например, учитель и внимание со стороны сверстников, участие в текущей деятельности) в качестве последствия проявления нежелательного поведения у учащегося. Целью является уменьшение проявления такого поведения в будущем. Таймаут может реализовываться на трех уровнях: (а) условное наблюдение; (б) исключение; (в) изоляция. Условное наблюдение требует от учащегося, чтобы он оставался на своем месте и наблюдал за деятельностью группы, не принимая в ней участия и не получая усиления в течение определенного промежутка времени. Исключение запрещает доступ к поощрению посредством недопущения учащегося к участию в текущей деятельности, в то время как изоляция предполагает удаление учащегося из обучающей среды в качестве средства лишения доступа к любому поощрению. Использование таймаута любого уровня, в особенности исключения и изоляции, должно основываться на гарантии того, что поведение учащегося не является реакцией на неэффективное преподавание.

Натан Азрин


Nathan Azrin
Область поведенческого анализа потеряла истинного первооткрывателя, который провел науку анализа поведения по длинному пути от лабораторных исследований с участием животных к совершенствованию различных социально-значимых поведенческих навыков у людей. Доктор Натан Азрин умер от осложнений, вызванных раком, в 29 марта 2013 года. Он был почетным профессором психологии в Университете Nova Southeastern.

Этика в Прикладном Анализе Поведения. Уникальность этических принципов.

Уникальность этических принципов ABA
Практика поведенческого анализа существенно отличается от профессиональной практики в других дисциплинах. Поведенческий анализ является единственным в своем роде социальным сервисом, построенном на научной основе и предполагающий постоянное продвижение со ступени на ступень.

Из заметок практикующего врача Натана Колла, PhD, BCBA-D (Marcus Autism Center): усовершенствование жетонной системы поощрения.


жетоны аутизм
В своей работе 1965 года ученые Ayllon и Azrin описали свой опыт организации жетонной системы поощрения в государственном госпитале штата Иллинойс для лиц с психическими расстройствами.  Позже Ayllon и Azrin более подробно рассмотрели данную тему в своей книге «Жетонная система поощрения: система мотивации для терапии и реабилитации» (1968). С тех пор использование жетонной системы поощрений получило широкое распространение. Практически повсеместно она применяется в условиях классов начальных школ, специальных образовательных учреждений, приютах и интернатах, а также в психиатрических госпиталях. По мере того, как поведенческие аналитики продолжали оттачивать методы организации жетонной системы поощрений и ее клиническое применение, они обратили внимание на некоторые преимущества жетонной системы поощрений по сравнению с другими процедурами, основанными на предоставлении усиления. Жетоны удобны в использовании, поскольку их можно предоставлять ребенку часто и без отрыва от текущей деятельности, а также обменивать собранные жетоны на поощрение в более удобное время (например, Hupp, Reitman, Northup, O'Callaghan и Leblanc, 2002). Кроме того, жетоны можно выдавать ребенку в рамках намного более плотного режима усиления, в отличие от первичных поощрений, поскольку их не используют и не употребляют в пищу, таким образом, вероятность насыщения поощрением в случае жетонной системы поощрений намного ниже. Это может повысить шанс того, что у ребенка сформируется значительная депривация в отношении как минимум одного из поощрений, чтобы с его помощью можно было мотивировать желательные поведения (Skinner, 1953, стр. 77).

Обучение отдельными блоками (DTT).


обучение отдельными блоками
Существует множество различных методов ABA-терапии, например, Обучение в Натуральной Среде, Вербальное поведение, и DTT: Обучение Отдельными Блоками. Многие люди думают, Обучение отдельными блоками и АВА-терапия являются синонимами, а деятельность ABA-терапистов заключается лишь в том, что они сидят за столом с карточками и небольшими кусочками конфет. Это распространенное заблуждение. Прикладной анализ поведения является широкой и многогранной сферой. Анализ Поведения - это наука, которая может быть применена самым различным образом с целью обучения новому поведению, а DTT представляет собой лишь одну из ветвей на древе ABA.

Развитие адаптивных навыков повседневной жизнедеятельности у людей с аутизмом при помощи Прикладного Анализа Поведения.


обучение навыкам самостоятельности
Расстройства аутистического спектра (РАС) представляют собой отдельную группу различных нарушений нейроразвития, для которых характерен дефицит коммуникативных и социальных навыков, а также присутствие различного рода ритуалов и стереотипий. Данные расстройства часто сопровождаются интеллектуальными нарушениями, сопутствующими психопатологиями, припадками и/или проблематичным поведением. Считается, что такие заболевания остаются с человеком на протяжении всей его жизни, однако, было доказано, что они поддаются воздействию психологических вмешательств, в частности, речь идет о прикладном анализе поведения (АВА) и поведенческой терапии. Это открытие привело к тому, что специалисты стремятся к наиболее раннему выявлению данной проблемы, чтобы как можно скорее начать терапию и сопровождение своих пациентов.

Принцип Примака.


принцип Примака
Принцип Примака заключается в следующем: если существует более высокая вероятность возникновения поведения Б по сравнению с поведением А, тогда вероятность возникновения поведения А можно повысить, если сделать поведение Б зависимым от него. (Также известно как «теория относительности усиления», которая основана на работе Дэвида Примака).

Повышение речевых навыков у аутичных детей при помощи процедуры парного обусловления стимулов.


парирование стимулов
Большинство типично развивающихся детей обучаются речи с относительно небольшими усилиями. Это становится возможным благодаря двум репертуарам навыков, имеющим решающее значение. Во-первых, дети произносят множество различных звуков во время лепета и вокальных игр (то есть, присутствует большое вокальное разнообразие). Во-вторых, дети, как правило, произносят эти разнообразные звуки чрезвычайно часто (просто спросите любых родителей!). Постоянное повторение младенцами новых слов и звуков, которые они часто слышат, облегчает обучение новым словам (например, «скажи ма-ма», «скажи па-па», «скажи пока-пока»). Родители радуются любым ранним звукам, которые приближены к корректному произношению, и с течением времени они формируют эти звуки в слова, которые звучат так же, как их собственные.

Отрицательное усиление как функция проблемного поведения: избегание и уклонение.



функции проблемного поведения
Реализация функциональной оценки поведения - это индивидуальный процесс, который является уникальным для каждого ребенка. Сегодняшняя публикация содержит некоторые предложения по управлению этим процессом, однако они не предназначены для универсального использования в случае всех детей или в любых ситуациях. Также важно помнить о том, что функциональная оценка поведения может применяться для определения причин проблемного поведения любых людей, а не только детей, страдающих аутизмом.

Этапы функциональной оценки поведения.



этапы оценки поведения
Некоторые специалисты в области ABA не всегда умеют разбивать сложную, наполненную профессиональной лексикой терминологию на более простые понятия, и объяснять поведение таким образом, чтобы занятая мама троих детей или уставший после рабочей недели учитель 2-го сумели бы применить методы АВА на практике. Специалистам необходимо задуматься о том, что большая часть рекомендаций, которые они пишут или произносят вслух, будет реализовываться кем-то другим. Можно потратить часы на написание наиболее эффективной, научно-обоснованной программы вмешательства, но если в итоге члены семьи или учителя окажутся не в состоянии осуществить такое вмешательство, то какой в этом смысл?

Самые распространенные ошибки при работе над развитием речи у ребенка с аутизмом

Самые распространенные ошибки при работе над развитием речи у ребенка с аутизмом
Работа над развитием навыков речи у детей с аутизмом является частью реабилитационного процесса, и все окружающие ребенка - родители, педагоги, тераписты АВА, учителя, воспитатели вкладывают огромные ресурсы именно в эту сферу. Однако, при работе над навыками речи чрезвычайно важно учитывать, что усилия, вложенные в применение тех или иных методик для развития речи, могут не привести к желаемому результату, вследствие неправильных или несвоевременных действий.

Искусственное воссоздание побуждающих условий в целях обучения реакциям манд в отношении информации.


побуждающие условия
Многие дети с аутизмом не умеют эффективно задавать вопросы в рамках реакций манд в отношении информации, даже в случаях, когда они обладают обширным репертуаром такт, а также развитыми рецептивными и интравербальными навыками. Вопросы, как правило, представляют собой реакцию манд, поскольку они возникают под контролем побуждающих условий и приводят к специфическому усилению. В исследовании, о котором пойдет речь в данной публикации, впервые были изучены процедуры обучения аутичных детей манд-реакции «Где?» посредством искусственного воссоздания побуждающих условий для получения информации о местонахождении отсутствующих объектов. После успешного обучения детей данному навыку ученые перешли к воссозданию побуждающих условий для получения информации о конкретном человеке при помощи манд-реакции «Кто?/У кого?».

Манд или такт? Научно-обоснованное решение.


обучение манд и такт
В области поведенческой терапии существует множество профессиональных публикаций, посвященных важности 1) использования соответствующей терминологии в АВА-терапии, 2) правдивого и точного описания процедур, и 3) оценки научных исследований в ракурсе характеристик конкретного ребенка и целевых навыков. Однако существует еще один важный вопрос, связанный с разработкой и реализацией АВА-программ, вокруг которого часто возникают некоторые разногласия: «На чем в ABA-терапии для детей с аутизмом лучше сначала делать акцент: на обращении с просьбами или на наименовании объектов (манд и такт)?». Попробуем рассмотреть данный вопрос в вышеуказанном ракурсе.

Обобщение реакций манд в отношении информации для различных побуждающих условий.


манд информация
Исследование, о котором пойдет речь в данной публикации, дополняет существующую профессиональную литературу, посвященную вопросам обучения манд-реакциям в отношении информации, поскольку в рамках данного исследования ученые попытались определить, обобщаются ли у аутичных детей манд-реакции в разрезе различных побуждающих условий.

Обучение интравербальным навыкам: как и когда?


обучение интравербальным реакциям
Определение понятию «интравербальное действие» впервые было дано Б.Ф. Скиннером в его книге «Вербальное поведение». Интравербальное действие является одним из типов речи, который включает в себя объяснение, обсуждение или описание предметов или событий, отсутствующих в окружающей среде в настоящий момент времени. Можно привести следующие примеры интравербальных действий: ответ на вопрос «Сколько тебе лет?»,  заполнение пропусков в предложении «В прошлом месяце в зоопарке мы видели несколько _____, _______ и ______» и т.п.

Руководящий контроль.



послушание
«Руководящий контроль», вероятно, звучит как холодный, пугающий термин, который применим только к деятельности терапевтов или профессионалов. Однако, это не совсем так. Если бы все родители знали, что такое руководящий контроль, и как его получить, это уменьшило бы количество стресса и конфликтов в семьях. Как родитель, вы учите вашего ребенка каждый день, и вы предъявляете требования к вашему ребенку в течение каждого дня. Соответствующий руководящий контроль – это то, что мотивирует детей к тому, чтобы слушать вас и делать то, о чем вы просите.

Сравнение двух различных процедур парирования, придающих похвале качество усилителя.


процедуры парирования
Некоторые люди с нарушениями развития не реагируют на похвалу как на усилитель, и это может ограничить их способность к обучению. В исследовании, о котором пойдет речь в данной публикации, ученые оценили две процедуры (парирование стимулов и парирование реакции со стимулом), обе из которых включали парирование прежде нейтральных для индивидуума поощряющих высказываний с предпочитаемыми им съедобными усилителями, с целью оценить эффективность формирования похвалы в качестве усилителя. Данное исследование состояло из двух экспериментов. Результаты Эксперимента 1 свидетельствуют о том, что парирование стимулов не было эффективным в ходе обусловливания похвалы в качестве усилителя в случае 3 из 4 субъектов исследования; результаты для 4-го субъекта были неубедительными. Результаты Эксперимента 2 говорят об эффективности парирования реакции со стимулом в ходе обусловливания похвалы в качестве усилителя для 4 из 8 субъектов. После процесса обусловливания похвала также увеличила частоту появления дополнительных целевых реакций в случае этих 4-ех субъектов.

Интервью с первым сертифицированным поведенческим аналитиком России - Екатериной Жестковой!

Екатерина Жесткова
Сегодня - знаменательный день! В России появился первый АВА специалист, который сдал международный сертификационный экзамен ВСВА!
Рады представить вашему вниманию интервью с Екатериной Жестковой - первым сертифицированным поведенческим аналитиком России.

Уважаемая Екатерина! Я и все читатели блога от всего сердца поздравляем вас с прохождением сертификационного экзамена ВСВА! Это - огромное достижение для развития АВА в России! Расскажите, пожалуйста, как вам это удалось? Ценой каких усилий? Как вы готовились?

Добрый день. Я бы хотела начать с того, что поблагодарить моих дорогих друзей и уважаемых коллег за все теплые слова и поздравления, мне было очень приятно.  Я очень люблю свою работу и надеюсь, что действительно смогу как-то содействовать продвижению АВА в России, надеюсь, что моя работа поможет детям осваивать новые пространства, мамам и папам радоваться успехам своих дочек и сыночков, а тераписткам правильно заносить данные в таблицы :-).
Подготовка к экзамену была для меня сложной, длительной и потребовала значительных усилий. По времени изучение материала на английском языке заняло около года, последние два месяца перед экзаменом я занималась не менее 8-10 часов ежедневно. Конечно же, подготовка была бы невозможна без моего учителя – Юлии Эрц, без поддержки моей семьи и моих коллег, вместе с которыми мы разбирали темы в группе. Особенно хотелось бы поблагодарить за помощь и поддержку Александру Жесткову, Сергея Эрц, Оксану Войчук, Татьяну Караблину, Марию Сударикову, Светлану Чувашову – спасибо вам, друзья.

Как проходил сам экзамен? Где он проходил? Насколько сложными были экзаменационные вопросы?

Экзамен проходил в Москве, организатор экзамена компания American Center for Education and Testing на Ленинском проспекте. Экзамен был организован очень хорошо, обстановка спокойная, рабочая, ничего не мешало сосредоточиться на экзаменационных вопросах. Всего тест содержит 160 вопросов, для ответов на которые дается 270 минут. В экзамене нет перерывов, предусмотренных расписанием, то есть если вы хотите выйти на перерыв, время не останавливается. Вопросы экзамена показались мне очень сложными, далеко не на все вопросы я отвечала с уверенностью, быстро и легко.

Расскажите немного о себе, о своем опыте, о том, как вы познакомились с АВА.

Моя практика АВА началась несколько лет назад с того, что меня пригласили в команду специалистов для работы по программе АВА с чудесным мальчиком. Программу для этого мальчика составили израильские специалисты, они же проводили тренинг терапистов. Мне было очень интересно работать в этом проекте, я стала искать и  интересоваться материалами по АВА, искать коллег и видеоматериалы. В тот момент я обнаружила, что на русском языке найти что-либо очень сложно – был только перевод книг Ловааса и  Кэтрин Моррис. В ходе моей работы в проекте Юлия Эрц объявила первый набор на свои курсы, где я начала более систематизированное изучение теории АВА, супервизии стали регулярными, у меня появились и другие ученики.

Какие у вас планы на ближайшее время? Что вы планируете изменить в своей работе, как ВСВА?

Пока у меня нет четкого плана на ближайшее время, безусловно, я продолжу работу со всеми своими учениками, думаю, появятся и новые проекты. Пользуясь случаем, приглашаю коллег на ставшие уже традиционными «октябрьские встречи» с Юлией Эрц в Самаре. У коллег было предложение назвать это «слётом» - мне очень понравилось, так что ждем всех на «октябрьский слет» в Самаре.

Спасибо огромное за ваши ответы! Искренне желаем вам дальнейшего профессионального развития и успехов!
Юлия Эрц и читатели блога

Этика в Прикладном Анализе Поведения. Защита прав пациента.

Этика в Прикладном Анализе Поведения
Применяя методы АВА на практике, поведенческие специалисты должны осознавать все возможные побочные эффекты и минимизировать их. Однако, иногда для достижения результата приходится использовать те или иные инструменты, которые могут причинить неудобство, ограничить свободу действий или причинить потенциальный ущерб здоровью пациента.

Четыре основных ошибки, на которые следует обратить внимание в рамках АВА-терапии.


ошибки терапистов
Одним из самых удачных комментариев  и высказываний в отношении Прикладного Анализа Поведения (ABA) является следующая фраза: «Не нужно быть гением, чтобы суметь реализовать ABА-терапию ... Нужно быть гораздо больше, чем гением!». Ученые, занимающиеся науками, требующими высочайших умственных способностей, например, астрономы, в своей работе имеют дело, в основном, с цифрами и формулами, которые остаются постоянными. 2 +2 всегда равно 4. Поведенческие терапевты же работают с детьми, чьи взгляды и желания меняются изо дня в день. Те поощрения и подсказки, в которых ребенок нуждается сегодня, совершенно необязательно будут теми поощрениями и подсказками, которые ему потребуется завтра, не говоря уже о более длительных сроках в месяц или год.