Обучение без ошибок.


стратегии подсказок
Довольно длительное время ведутся дискуссии о том, какая из стратегий предоставления подсказок является наиболее эффективной при работе с аутичными детьми. Двумя наиболее активно обсуждаемыми процедурами предоставления подсказок являются «обучение без ошибок, (errorless learning, или EL)», и «предоставление подсказок после двух «нет», (no-no-prompting или NNP)».

Решение проблемы дефицита социальных навыков.



социальные истории
Выдержка из DSM –V, которая описывает дефицит социальных навыков, достаточный для установления диагноза «Расстройство аутистического спектра», гласит:

А) Устойчивый дефицит навыков социальной коммуникации и социального взаимодействия в различных контекстах, не отнесенный на счет общего отставания в развития, и проявляющийся во всех трех нижеследующих признаках:

1. Дефицит социально-эмоционального взаимодействия
2. Дефицит невербального коммуникативного поведения, используемого для социального взаимодействия
3. Дефицит навыков развития и поддержания взаимоотношений

Социальные истории: использование и преимущества.


Социальные истории являются кратким описанием определенной ситуации, события или деятельности, и включают информацию о том, чего можно ожидать в такой ситуации и почему.

Образец программы обучения навыкам: время приема пищи.

Образец программы обучения навыкам
Время приема пищи
прием пищи аутизм

Перечень натуральных/естественных поощрений.


естественные поощрения
В одной из наших предыдущих публикаций мы говорили о том, как правильно подобрать поощрение для ребенка. Натуральные (или естественные) поощрения имеют отношение к предметам или видам деятельности, которыми ребенок наслаждается от природы, с рождения. Не все поощрения необходимо покупать или создавать. Иногда достаточно просто понаблюдать за тем, чем ребенок занимается в свободное время, и использовать его природные интересы в качестве поощрения в тот момент, когда он демонстрирует соответствующее поведение. Каждый ребенок уникален, и один ребенок может наслаждаться теми видами деятельности, которые не понравятся другому ребенку. Кроме того, необходимо учитывать, что иногда поощрениям социального характера (таким как улыбка или похвала) ребенка с расстройством аутистического спектра первоначально необходимо обучить.

PECS и другие системы вербального поведения. Возможные ограничения использования.



ограничения пэкс
В дополнение к PECS существует целый ряд различных форм коммуникации, доступных для детей с аутизмом (для обзоров см. Romski & Sevcik, 1997, и Mirenda, 2002). Среди них наиболее широко используемыми считаются системы карточек с графическими изображениями и язык жестов. Как и по отношению к PECS, к каждой из этих систем в равной степени применим анализ Скиннера (1957). Как уже обсуждалось в предыдущей публикации, PECS отличается от других программ обучения речи тем, что данная система направлена на формирование спонтанной коммуникации путем устранения предварительного вербального поведения как источника контроля. Образующееся в результате вербальное действие (сочетание манд-такт) с большей вероятностью будет продуцироваться спонтанно без предварительного вербального стимула со стороны слушателя, уже обратившего свое внимание на говорящего (например, «Что ты хочешь?»). Для того чтобы сформировать более чистые манд-реакции, необходимо со временем устранить присутствующий в поле зрения объект-поощрение, таким образом, единственным источником контроля будет мотивационная операция и присутствие слушателя. Несмотря на то, что аналогичная обучающая последовательность может применяться и по отношению к указательным карточкам и языку жестов, некоторые обстоятельства значительно усложняют формирование чистых манд-реакций.

Вербальные действия, находящиеся под множественным контролем: анализ и их использование в рамках системы PECS.



вербальные действия
По словам Скиннера (1957), больше пользы приносит понимание функционального контроля над вербальным поведением, а не акцент на его форме. Скиннер определил ряд основных вербальных действий, таких как манд, такт, интравербальные действия и аутоклит. Каждое из них было описано с точки зрения их последствий и относительно узко определенных условий стимулов. Кроме того, Скиннер обсудил и смешанные вербальные действия, и вербальные действия, находящиеся под множественным контролем, с точки зрения предшествующих и последующих факторов.

Вербальная поведенческая терапия


AVB
Вербальная поведенческая терапия обучает индивидуума навыкам коммуникации, используя принципы Прикладного Анализа Поведения и теорию ученого-бихевиориста Б.Ф. Скиннера. По своей сущности, вербальная поведенческая терапия мотивирует ребенка, подростка или взрослого к обучению речи посредством связывания слов с их смыслом или целевым предназначением. Учащийся обучается тому, что слова могут помогать получать доступ к желаемым объектам или другим результатам.

История Прикладного Анализа Поведения (АВА)


Ловаас
В 1913 году Джон Уотсон определил наблюдаемое поведение как соответствующий предмет анализа для психологии и заявил, что любое поведение контролируется факторами внешней окружающей среды. В это же время Уотсон изложил теорию психологии «стимул-реакция», которая положила начало движению под названием «бихевиоризм». Позже Скиннер разъяснил различие между респондентным обусловливанием Ивана Павлова, условные рефлексы, и оперантным обусловливанием, в котором последствие поведения контролирует появление этого поведения в будущем.