Навыки, которые необходимы для проведения успешного тренинга манд.



обучение манд
Ребенка можно обучить навыкам, необходимым для участия в манд-тренинге, путем реализации некоторых достаточно простых процедур. Конечно же, большинство из нас учится обращаться с просьбой о желаемых объектах посредством неформального общения со своими родителями и/или другими людьми в очень раннем возрасте. Никто не задавался целью обучить нас преднамеренно обращению с просьбой. Большинство младенцев приобретает навыки манд без формального обучения. Однако, в случае детей, у которых наблюдаются сложности с овладением репертуаром навыков манд, может возникнуть необходимость в специфическом обучении, в рамках которого используется точный анализ некоторых переменных величин. Обучение аутичных учащихся тому, как эффективно использовать реакции манд, может потребовать достаточно сложного набора академических навыков и поведения.

«Посмотри на меня!», или получение внимания.


внимание аутичного ребенка
Знание того, как получить и удержать внимание ребенка, имеет решающее значение для людей, предоставляющих обучение по методике АВА. Если вы начинаете обучающую сессию с послушным, тихим и внимательным ребенком, это еще не означает, что сессия закончится таким же образом. АВА-обучение может включать быстро предоставляемые специфические требования, и если ребенок недостаточно внимателен, в таком случае будет довольно сложно по-настоящему оценить процесс его обучения.

АВА-терапия для детей старшего возраста.



АВА для взрослых
Основной контингент людей, получающих интенсивную АВА-терапию в домашних условиях, в школе или на базе клиники, это маленькие дети в возрасте от 2 до 8 лет. Это типичный возрастной диапазон АВА-клиента. Многие индивидуализированные АВА-терапевтические планы фокусируются или на раннем вмешательстве, или на готовности к обучению в школе или на облегчении обучения в школе.

Обзор некоторых принципов бихевиоризма и концепций обучения. Социальный контекст.



АВА
Социальный контекст является очень важным понятием при планировании поведенческой программы. Все, чему ребенок будет обучаться, будет связано с окружающей средой и другими людьми. Человек является социальным по своей природе. Мы живем в социальном сообществе. Типично развивающиеся дети обучаются практически всему, что они знают, посредством наблюдения и имитации. Дети с аутизмом же зачастую фокусируют свое внимание больше на объектах, чем на людях.

Обзор некоторых принципов бихевиоризма и концепций обучения. Прикладной анализ поведения.


АВА
Согласно бихевиоризму, обучение включает в себя принципы респондентного (классическое обучение) и оперантного обусловливания (обучение при помощи последствий). Систематическое применение данных принципов часто называют Прикладным Анализом Поведения или, сокращенно, АВА или АВА-терапией. Прикладной анализ поведения представляет собой системное применение и адаптацию поведенческих принципов с использованием модели одного субъекта. Модель одного субъекта рассматривает единственного индивидуума и анализирует его индивидуальные поведенческие реакции на предшествующие и последующие факторы.

Обзор некоторых принципов бихевиоризма и концепций обучения. Производное реляционное (относительное) реагирование.




реляционное реагирование
В одной из предыдущих публикаций мы уже говорили о том, что исследования предполагают, что дети могут лучше обучаться выполнению новых задач в знакомых, стабильных условиях окружающей среды. Тем не менее, одним из основных аргументов критики в адрес подхода Ловааса является именно тот факт, что ребенку всегда предоставляется знакомая и стабильная среда для обучения, от чего в итоге страдает обобщение. Некоторые дети нуждаются в высшей степени организованности и последовательности в процессе обучения, и они не могут обучаться исключительно в натуральной среде. Если бы они могли обучаться только в естественной среде, тогда процесс их обучения во многом напоминал бы обучение типично развивающихся детей. Как правило, ребенок с аутизмом нуждается в первоначальном обучении в знакомой и стабильной окружающей среде. После того, как ребенок усваивает какую-либо академическую информацию в структурированной и знакомой среде, данную информацию необходимо обобщать для натуральной среды.

Обзор некоторых принципов бихевиоризма и концепций обучения. Социальное обучение и мотивация.

Социальное обучение

мотивация
В прошлой нашей публикации мы говорили об обучении при помощи последующих факторов, в результате которого ребенок обучается использованию сложившихся обусловленных последовательностей событий и развивает самоэффективность. Самоэффективность предполагает, что ребенок формирует ожидания в отношении будущих событий, основываясь на чувстве, что он самостоятельно и лично способен использовать сложившиеся обусловленные последовательности (Bandura, 1977). Чувство внутреннего контроля – это уверенность в том, что именно вызывает определенный результат (Rotter, 1966). Если ребенок считает, что результат возникает вне зависимости от его собственного поведения, тогда считается, что такой ребенок имеет внешнюю точку контроля. Если же ребенок считает, что он способен контролировать конечный результат, в таком случае о нем говорят, что он обладает внутренней точкой контроля. Ожидание положительных результатов вызывает у ребенка чувство приятного волнения или радость. Ожидание угрозы или ущерба приводит к огорчению (Kirsch, 1990). Ожидания, сформированные при помощи респондентного и оперантного обусловливания, приводят к эмоциональным переменам у ребенка.

Обзор некоторых принципов бихевиоризма и концепций обучения. Обучение посредством последующих факторов.


манипулирование последствиями
Как было описано в прошлой публикации, классическое обучение в основном обучает ребенка способности предсказывать события, которые будут происходить в окружающем его мире. Ребенок получает контроль посредством умения предсказывать, каким образом события во внешнем мире сочетаются друг с другом. Классическое обучение также дает нам возможность изменить то, как переживаются нами события, происходящие в окружающей среде, а также возможность изменять рефлексивное поведение.

Обзор некоторых принципов бихевиоризма и концепций обучения. Классическое обучение.


бихевиоризм
Цель данной серии публикаций состоит в том, чтобы в общих чертах рассмотреть некоторые поведенческие принципы, а также предоставить основную информацию о бихевиоризме. В этой и в последующих публикациях будут рассмотрены такие понятия, как респондентное обусловливание, оперантное обусловливание, социальное обучение и др. Кроме того, также будет сделан общий обзор Прикладного анализа поведения.

Преимущества манд-тренинга



обучение манд
Манд-тренинг является ключевым участком обучения во многих программах, в рамках которых применяются принципы прикладного анализа поведения. И этому есть несколько причин:

Обучение АВА-персонала


ВСВА
Многие АВА-специалисты считают обучение персонала одним из самых важных участков своей работы. И в этом есть смысл. ВСВА может разработать невероятно инновационный и технически обоснованный план терапии, однако если люди, находящиеся у него в подчинении, не сумеют его соответствующим образом реализовать, тогда чья это вина? Скорее всего, самого ВСВА.  Часть работы ВСВА заключается в том, чтобы соответствующим образом подготавливать и проводить супервизию персонала, который непосредственно контактирует с клиентами, а также оценивать степень соответствия персонала требованиям конкретной деятельности. Во время обучения персонала хороший АВА-инструктор предоставляет своим специалистам инструменты, в которых они нуждаются для того, чтобы выполнять свою работу превосходно.

МАНД: подробное описание.


мотивационные операции
Манд представляет собой одно из первых вербальных действий, которые рассматриваются в АВА. Существуют также другие термины, употребляемые в отношении манд-реакций в профессиональных кругах: запрос, просьба, команда и/или требование. Манд-репертуар, как правило, формируется у детей еще в раннем возрасте.

Обращение с просьбой о желаемом объекте или действии и, как результат, получение желаемого объекта или действия непосредственно улучшают условия окружающей среды для говорящего. Обучение манд является центральной частью вербально-поведенческих программ вмешательства. Манд-тренинг будет более эффективным, если он реализуется в натуральной среде, в рамках которой существует множество возможностей для контакта с различными поощрениями.

Взгляд на аутизм: АВА и поведенческий анализ сенсорных потребностей.


Доктор Карл Сандберг, Ph.D., BCBA-D . Исполнительный Директор / Президент Центра ВАСА (Behavior Analysis Center for Autism).

сандберг
Неоднократно меня просили провести консультацию для терапевтической команды или пересмотреть программу, подготовленную для работы с детьми с аутизмом и другими нарушениями развития. В ходе таких консультаций мне часто приходилось слышать следующие утверждения: «Мы не занимаемся АВА» или «Мы не верим в АВА».