Инициаторы и исполнители.


инициатива
Родители и педагоги детей с особыми потребностями учатся очень многому: они становятся для ребенка своего рода «переводчиком», безопасным убежищем, персональным поваром, объясняют другим людям его желания и т.п.  Когда дети с особыми потребностями еще маленькие и невербальные, они нуждаются в большом количестве помощи и содействии, и человек, который хорошо знает ребенка, как правило, выступает посредником в его коммуникации с другими людьми. Зачастую одни только родители знают, что если ребенок начинает раздеваться в общественном месте, это означает «Мне нужно в туалет», или что если он выбрасывает бутылочку из кроватки, это значит «Дай мне еще, пожалуйста». Это естественный и важный шаг во взаимоотношениях ребенка со своими родителями и близкими людьми.

Формирование обобщенного репертуара реакций аутоклит у детей дошкольного возраста.


аутоклит у дошкольников
В нашей предыдущей публикации мы говорили о таком понятии как «аутоклит», а также рассматривали его разновидности. В своей книге «Вербальное поведение» Скиннер предупреждает читателей о том, что классификация, основанная только на топографии реакции, приводит к ошибкам в анализе. Тем не менее, его собственная система классифицирования аутоклитических реакций, очевидно, имеет некоторые топографические черты. Например, он предполагает, что высказывание «Я думаю» в реакции «Я думаю, скоро начнется дождь» является примером описательного аутоклита, поскольку данная реакция контролируется (относительно слабыми) условиями стимула, побуждающими первичную вербальную реакцию говорящего. Однако данный пример функционально не отличается от реакции «Кажется, скоро пойдет дождь», в которой слово «кажется» будет классифицировано как пример качественного аутоклита, контролируемого теми же самыми слабыми условиями стимула. Невозможность выявить ключевые характеристики количественных аутоклитов может быть связана, в частности, с трудностями в отличении их от манипулятивных аутоклитов.

Аутоклит и его разновидности.


виды аутоклитаПонимание речи, представленное Скиннером в его работе «Вербальное поведение» (1957), было признано одним из наиболее значительных вкладов в изучение человеческого поведения. Однако, данный анализ также считается одним из наименее доступных для понимания как поведенческими специалистами, так и профессионалами в других областях знаний. Причиной этому может послужить следующее: (1) данная работа представляет собой комплексное рассмотрение очень сложного концептуального вопроса; и (2) в отличие от более ранних работ Скиннера, Вербальное Поведение в значительной степени является теоретическим трактатом, а не описанием функциональных связей, открытых в рамках лабораторных исследований. Тем не менее, данная работа представляет собой всестороннее описание  речи и анализа речи с точки зрения бихевиоризма, но основная ее часть посвящена анализу того, что Скиннер называл первичным и вторичным вербальным поведением.

«Скажите об этом красиво», или положительный рефрейминг.


АВА-терапия
Первоисточник: Allen, R., Hastings, R.., McDermot, K., & Still, D. (2002). Factors Related to Positive Perceptions in Mothers of Children with Intellectual Disabilities. Журнал прикладных исследований в области интеллектуальных нарушений, 15(3), 269-275

Положительный рефрейминг представляет собой психологический инструмент, который может применяться в рамках стратегий Прикладного анализа поведения или АВА-терапии с целью сосредоточиться на положительных аспектах вмешательства: что ребенок должен УМЕТЬ делать, а не то, что ребенок должен ПРЕКРАТИТЬ делать. Семья рассматривается как необходимая и неотъемлемая часть сложной структуры лечения, а «преграды для терапии» рассматриваются в качестве возможностей для обучения. Несмотря на то, что многие поведенческие  аналитики и терапевты не являются учителями, большая часть их профессиональной деятельности предполагает обучение: обучение поведению, обучение семей, обучение детей.

Использование аберрантного (отклоняющегося от нормы) поведения в качестве поощрения для детей с аутизмом.


эхолалия
(Marjorie H. Charlop, Patricia F. Kurtz, Fran Greenberg Casey)

Исходные данные для исследования

Подбор поощрений для детей с аутизмом может представлять собой достаточно трудную задачу, поскольку аутичные дети часто не интересуются игрушками или социальными поощрениями, а использование пищи может быть проблематичным в связи насыщением и сложностью реализации подобного усиления.

Распознавание и категоризация эмоций.



обучение эмоциям
О методах обучения распознаванию различных эмоций, о сложности невербальной коммуникации, о навыке сканирования лиц, эмоциональной саморегуляции, о перспективном мышлении и «чтении мыслей» другого человека можно говорить практически бесконечно. Но для того, чтобы данная публикация была лаконичной, попробуем сфокусировать наше внимание на том, как обучить ребенка распознавать и категоризировать эмоции других людей.

Обучение в быстром темпе: итоги исследования, проведенного в Carbone Clinic.


Авторы: Carole A. Roxborough, BCABA, Vincent J. Carbone, BCBA, и Gina Zecchin, BCABA

обучение в быстром темпе
Исходные данные для исследования

Значительное количество детей, получивших диагноз аутизм, демонстрируют высокий уровень поведения уклонения и избегания (Koegel, Koegel, Frea и Smith, 1995) в ходе обучающих сессий. Кроме того, аутостимулирующее поведение аутичных детей (например, раскачивание и хлопание руками) часто препятствует обретению новых навыков и выполнению простых задач на различение (Covert и Koegel, 1972). Когда уровень аутостимулирующего поведения снижается, обучение происходит быстрее (Covert и Koegel, 1972).

Поведенческая терапия в школьной среде в отношении пищевого поведения у аутичных детей.



пищевая избирательность
Нашей миссией, в первую очередь, является улучшение качества жизни детей с ограниченными возможностями посредством реализации эффективного вмешательства. Еще одним способом выполнить эту миссию можно считать обзор научно-исследовательских статей для наших читателей. Статья, которую мы рассмотрим в данной публикации, называется «Вмешательство в случае избирательного пищевого поведения в специализированной школьной среде: реализованное учителями предоставление подсказок, усиление и постепенное устранение требований при работе с учащимися с аутизмом подросткового возраста». Данная статья была опубликована в журнале «Образование и лечение детей» (Education and Treatment of Children), и ее авторство принадлежит Maria Knox, Hanna C. Rue, Leah Wildenger, Kara Lamb и James K. Luiselli (оригинал можно найти здесь: www.freelibrary.com)

В чем разница между функциональной оценкой поведения (FBA) и функциональным анализом?



функциональная оценка поведения
В последнее время в профессиональных сообществах часто ведутся дискуссии на тему организации для аутичных детей в домашней и школьной среде комнат для уединения и таймаута. В рамках обсуждения эффективности и целесообразности организации подобных помещений многие специалисты и родители упоминают о важности проведения функциональной оценки поведения (FBA) в сочетании с разработкой соответствующего поведенческого плана. Другие же говорят о той значительной роли, которую играет функциональный анализ поведения.

Пять самых страшных «методов лечения» аутизма.


методы лечения аутизма
К сожалению, проблема аутизма привлекает к себе внимание большого числа шарлатанов. На самом деле, в области аутизма существует просто колоссальное количество врачевателей-мошенников. После наблюдения за приходящими и уходящими методами «излечения» и «терапии» аутизма на протяжении десятилетий, Эмили Виллингхэм, автор множества публикаций в сети Интернет в области современной науки и медицины, создала список 5-ти самых пугающих «методов лечения» аутизма. И по ее словам, речь идет именно об опасных методах лечения, которые могут причинить вред здоровью и даже жизни человека. Тем не менее, они по-прежнему используются в некоторых кругах и организациях, заявляющих о том, что они имеют отношение к излечению или «восстановлению» детей после аутизма. И вот данный перечень:

Руководство по использованию подсказок при обучении людей с особыми потребностями.


виды подсказок
Как и когда предоставлять подсказки индивидууму с особыми потребностями.
Годы исследований свидетельствуют о том, что подсказки являются эффективным инструментом обучения лиц с расстройствами аутистического спектра. Кроме того, подсказки являются важной и неотъемлемой частью многих АВА-программ. Тем не менее, их преимущества этим не ограничиваются.

Проведение оценки предпочтений ребенка в отношении поощрений.



поощрения и аутизм
Основными шагами в процессе обучения манд-реакциям являются:

Определение мощных поощрений
Выбор формы реакции, которую ребенок будет использовать при продуцировании реакции манд
Сочетание персонала, осуществляющего работу с ребенком, в паре с предоставлением усиления
Обучение в те моменты, когда мотивация является сильной (МО)
Сочетание предоставления усиления в паре с формой манд-реакции (вокальное слово или жест)
Подсказка ребенку к использованию формы манд-реакции
Постепенное устранение подсказок, что позволяет сделать манд-реакции спонтанными
Обучение соответствующей последовательности форм манд-реакций
Принятие решений на основании собранных данных с целью регулирования программирования манд-тренинга