Обзор поведенческих вмешательств для детей с расстройствами аутистического спектра (Часть первая).


Авторы: Linda A. LeBlanc, PhD, BCBA-D, Jennifer M. Gillis, PhD, BCBA-D

поведенческая терапия
В настоящие дни педиатры оснащены превосходными инструментами и руководствами для скрининга маленьких детей на предмет наличия у них расстройств аутистического спектра (РАС) в рамках стандартной педиатрической медицинской помощи. Когда подобный скрининг указывает на целесообразность направления ребенка на всестороннее оценивание, у проводящих его врачей уже есть психометрически полноценные инструменты для диагностирования растущего числа детей с РАС в раннем возрасте. Раннее выявление имеет решающее значение для того, чтобы семьи имели возможность воспользоваться множеством уникальных преимуществ, которые дают программы раннего вмешательства. Например, вмешательства, проводимые на ранних этапах развития ребенка, могут повысить пластичность и гибкость мозга, что в будущем может улучшить результаты ребенка. Вмешательства, разработанные таким образом, чтобы воздействовать как на установившееся развитие, так и на его дальнейшую траекторию, с наибольшей вероятностью устраняют отставание в развитии, если они реализуются на ранних этапах развития ребенка. Кроме того, раннее вмешательство и поддержка семьи уменьшает вероятность развития серьезных проблем поведения, которые часто возникают и оказывают негативное влияние на жизнедеятельность семьи.

Семь привычек высокоэффективных родителей, которые специалисты могут привить родителям, воспитывающим детей с особыми потребностями (Шэрон Габисон)

родители детей с особыми потребностями
1. Будьте проактивными. В конечном итоге родители ребенка с особыми потребностями должны стать лучшими специалистами и лучшими защитниками своих детей. Чтобы наилучшим образом защищать интересы своего ребенка, вы должны знать, за что именно нужно бороться. Занимайтесь самообразованием. Станьте экспертом в области аутизма. Расстройства аутистического спектра могут проявлять себя в сферах социального взаимодействия, поведения и речевых способностей. Существует множество различных, и в то же время подобных симптомов аутизма. Нет двух одинаковых аутичных детей. Были разработаны многочисленные программы вмешательства для лечения аутизма, которые зарекомендовали себя как эффективные. Делайте свою «домашнюю работу». Исследуйте. Но не стоит верить абсолютно во всему, что вы прочили или услышали. Ознакомьтесь с местными услугами и сервисами, доступными для вас и вашего ребенка.

Обучение детей дошкольного возраста интравербальному поведению.

интравербальные действия
Авторы: James W. Partington Behavior Analysts, Inc., Danville, CA, Jon S. Bailey, Университет штата Флорида, США.

Анализ вербального поведения Скиннера (1957) зарекомендовал себя в качестве эффективного инструмента для оценки и лечения речевых нарушений у людей с различными расстройствами развития (например, Braam & Poling, 1983; Hall & Sundberg, 1987; Partington, Sundberg, Newhouse, & Spengler, в периодических изданиях; Sigafoos, Reichle, Doss, Hall, & Pettitt, 1990; Sundberg, 1990; Watkins, Pack-Teixteira, & Howard, 1989) и людей с черепно-мозговыми травмами (Sundberg, San Juan, Dawdy, & Arguelles, 1990). Однако, данная работа Скиннера не слишком активно использовалась для анализа речи у нормотипичных детей (Bijou & Baer, 1965; Howard & Rice, 1988; Lamarre & Holland, 1985).

Руководство по разработке коммуникативного плана вмешательства для лиц с расстройствами аутистического спектра и значительными ограничениями коммуникационных способностей.


Автор: Беверли Викер
коммуникационные навыки
Общие руководящие принципы, предложенные в данной статье, могут применяться для двух групп людей с расстройствами аутистического спектра: тех, кто обладает типичными когнитивными способностями, но страдает от задержки формирования рецептивных и экспрессивных коммуникационных навыков, а также тех, у кого наблюдаются умеренные или значительные когнитивные нарушения в дополнение к трудностям в рецептивно-экспрессивной коммуникации. Ко второй группе могут относиться как дети, так и взрослые.

Опасность холдинг-терапии

 
Автор статьи: Ян Хант

Нарушения привязанности
Холдинг-терапия представляет собой практику, которая была описана и рекомендована в книге «Holding Time», написанной Мартой Уэлч. Она предполагает вынужденное удерживание ребенка терапистом или родителем до тех пор, пока ребенок не прекратит сопротивляться, или же до момента истечения фиксированного промежутка времени; иногда ребенка не отпускают до тех пор, пока он не установит со взрослым зрительный контакт. Несмотря на то, что изначально данная техника предназначалась для аутичных взрослых, она также использовалась и для аутичных детей, подростков и детей младшего возраста с «нарушениями привязанности», а также для младенцев с «остаточной родовой травмой».

Как добиться обобщения при обучении ребенка новым навыкам?


стратегии обобщения
Когда ребенок впервые начинает обучение новому навыку, не следует вносить в учебный процесс большое количество изменений. Но как только вы замечаете, что ребенок практикует целевой навык без посторонней помощи, это означает, что пришло время для систематического внесения некоторых изменений в процесс обучения для того, чтобы убедиться, что в будущем произойдет обобщение новоприобретенных навыков. Следует выбрать одну из стратегий и внести 2 или 3 изменения. Затем медленно вводить дополнительные изменения с использованием перечисленных ниже стратегий.