ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

Эхолалия при аутизме: ответы на вопросы родителей.




В своей практике специалисты часто сталкиваются с ситуацией, когда родители детей с расстройствами аутистического спектра спрашивают о том, почему их ребенок повторяет слова, обращенные к нему, или другие слова, фрагменты телевизионных передач, рекламных роликов или просто звуки из своей  окружающей среды. Вербальные дети с РАС склонны повторять услышанные ими слова и фразы без глубокого понимания смысла произносимых ими слов, и это «состояние» принято называть эхолалией. Рассмотрим те вопросы, с которыми специалисты, работающие с аутичными детьми, встречаются в своей практике чаще всего.

«Что такое эхолалия?»

Эхолалия – это автоматическое повторение вокализаций других людей; иными словами, повторение слов, фраз и предложений, произнесенных другим человеком. Повторение может происходить немедленно после того, как ребенок услышал слово или звук, или же через некоторое время в будущем, в таком случае речь идет об отложенной эхолалии. Дети с гиперлексией также склонны к эхолаличности.

«Чем эхолалия отличается от гиперлексии?»

Гиперлексия – это сочетание чрезмерно развитых навыков чтения и недостаточно развитых навыков понимания разговорной речи (по сравнению с нормотипичными показателями для того возраста, в котором находится ребенок). Хотя гиперлексичные дети часто повторяют прочитанные ими слова, они, как правило, не осознают контекст этих слов. Они повторяют то, что они прочитали, в то время как эхолаличные дети повторяют то, что они слышат. В обоих случаях, если ребенок находится в раннем возрасте, как правило, он редко понимает смысл слов, которые он повторяет.

«Понимает ли ребенок, что он говорит?»

Может складываться впечатление, что ребенок повторяет слова или предложения в корректном контексте, однако чаще всего дети до конца не понимают произносимые ими фразы и их социальные последствия. Тем не менее, это является средством изучения речи при помощи механического запоминания, а зачастую даже попыткой коммуницировать. Например, когда ребенка спрашивают: «Ты хочешь сок?», ребенок может ответить: «Ты хочешь сок?» с той же интонацией и высотой голоса, но в качестве утвердительного ответа на вопрос. То есть, ребенок может повторять вопрос для того, чтобы сообщить о том, что он действительно хочет сок. Также эхолаличный ребенок может повторить вопрос, и после короткой паузы ответить на него, сказав: «Да, я хочу сок?». Подобно этому, ребенок, который слышит в рекламе по телевизору фразу «Есть молоко?», может прийти в кухню и произнести: «Есть молоко?» с той же интонацией и ритмом, которые он услышал в рекламе, вместо того, чтобы попросить у мамы стакан молока. Или же отвечает этой фразой на вопрос: «Ты хочешь молока?».

«Научится ли ребенок «нормально» разговаривать?»

Присутствие эхолалии у детей с аутизмом может быть хорошим признаком. Это значит, что они обрабатывают речевую информацию, пусть и иным, отличным от нормотипичных детей способом. Как правило, такие дети оказываются вербальными и продолжают развивать более комплексные речевые навыки. Это часть изучения и развития речи у аутичных детей. Этот этап развития не всегда является «отклоняющимся от нормы», поскольку он тоже представляет собой часть нормального речевого развития, но он может длиться дольше, чем у типично развивающихся детей.

««Вырастет» ли ребенок из эхолалии?»

Маловероятно, что аутичный ребенок со временем самостоятельно «вырастет» из эхолалии; однако, эхолалия может стать менее интенсивной и во многих случаях бывает практически незаметной. У взрослых с аутизмом по-прежнему наблюдается эхолалия, которая может выглядеть как простое повторение слов других людей. Они могут бессознательно (шёпотом) повторять данные им вербальные инструкции во время выполнения определенной задачи. Они могут цитировать реплики из любимых кинофильмов или телевизионных шоу – зачастую в соответствующем для сложившейся ситуации контексте. Эхолалия даже может проявляться в виде бессознательного повторения или почти беззвучного проговаривания читаемого текста. Таким образом, люди слышат свой голос, когда читают слова, по сути, повторяя эти звуки.

«Что я должен делать? Можно ли вылечить эхолалию?»

На сегодняшний день «лекарства» от эхолалии не существует; однако, есть ряд вещей, при помощи которых можно помочь ребенку в развитии речевых навыков. Всегда оставайтесь спокойными и используйте постоянную, единую речь. Будьте конкретными и непосредственными в своей речи, по возможности используйте вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». В приведенном примере о соке, когда ребенок отвечает вам, повторяя ваш же вопрос, вы можете сказать «Да, я хочу сок». Вероятно, ребенок повторит это фразу, и она станет «сценарием» ответа на этот вопрос. Будьте терпеливы, спокойны и последовательны.

Хоть эхолалия не является диагностическим критерием для постановки диагноза «аутизм», она часто встречается у аутичных детей. Появление эхолалии у малыша не является достоверным признаком аутизма: она может возникать и у детей без расстройств аутистического спектра.





Источник: http://autism.answers.com/symptoms/echolalia-in-autism-why-does-my-child-repeat-everything-i-say

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.