ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

Отрицательное усиление как функция проблемного поведения: избегание и уклонение.



функции проблемного поведения
Реализация функциональной оценки поведения - это индивидуальный процесс, который является уникальным для каждого ребенка. Сегодняшняя публикация содержит некоторые предложения по управлению этим процессом, однако они не предназначены для универсального использования в случае всех детей или в любых ситуациях. Также важно помнить о том, что функциональная оценка поведения может применяться для определения причин проблемного поведения любых людей, а не только детей, страдающих аутизмом.


Данная публикация предназначена для людей, осуществляющих уход за ребенком и его обучение (родители, учителя, тераписты и т.п.), которые провели функциональную оценку поведения с целью определить функцию нежелательного поведения у ребенка, и функцией данного поведения оказалось отрицательное усиление, широко известное как избегание или уклонение.

Большинство людей считает, что термин «отрицательное усиление» относится к использованию резкого или грубого типа усиления для того, чтобы заставить ребенка сделать что-либо, например, покричать на него, чтобы он убрал в своей комнате.
На самом деле, это не так. Это не имеет ни малейшего отношения к отрицательному усилению.

Если вы в некоторой степени знакомы с прикладным поведенческим анализом, тогда вы знаете, что «усиление» – это что-то, что приводит к увеличению поведения в будущем, а «отрицательное» предполагает, что какой-либо объект, событие или условие удаляется из окружающей среды. Таким образом, отрицательное усиление означает удаление чего-либо, что впоследствии увеличит определенное поведение.

Процесс отрицательного усиления легко пронаблюдать на примере детей, которые уклоняются от (то есть, не выполняют вовсе) или избегают (могут начать, но затем останавливаются) выполнения заданий с целью избавления от предъявления требования. В данной ситуации нежелательное поведение усиливается устранением требования или полным уклонением от него. С детьми, нежелательное поведение которых выполняет функцию отрицательного усиления, бывает невероятно трудно работать. Если бы у этих детей был девиз, то он бы мог звучать как «Мы хорошо поладим, если все будет по-моему».

Если смотреть на эту ситуацию с точки зрения ребенка, который проявляет поведение избегания или уклонения, они готовы сделать все, что потребуется, чтобы требование было устранено. Именно по этой причине поведения, которые поддерживаются избеганием и уклонением от требований, бывают довольно агрессивными.

Дети со временем обучаются тому, как быстро заставить взрослого оставить их в покое. Специалисты часто сталкиваются с такими ситуациями, когда в классе или в семье повседневную жизнь контролирует именно проблемное поведение ребенка. А родители, как правило, готовы пойти на любые жертвы, чтобы не огорчать его.

Как же выглядит поведение уклонения/избегания?

Целью поведения, которое выполняет функцию отрицательного усиления, является устранить или прекратить нежелательную деятельность, событие или требования. Мотивацией для ребенка в таком случае служит желание выбраться откуда-либо или избавиться от чего-либо. Это выглядит следующим образом:

Предъявление требования ---> Истерика у ребенка
Устранение требования ---> Истерика прекращается

Наиболее распространенные поведения уклонения/избегания включают в себя: укусы, разбрасывание предметов, непослушание, вербальное сопротивление («Нет!»), драки, истерики, падения на пол, побеги от взрослых, удары головой, споры, разрушение имущества, удары, толчки, крики, плач, уход от занятия какой-либо деятельностью и отказ от участия в чем-либо.

Почему дети проявляют поведение уклонения/избегания?

Поведения, которые выполняют функцию отрицательного усиления, имеют определенную историю обучения. Ребенок научился тому, что если он будет кусать маму каждый раз, когда она пытается выключить видеоигру, мама отступит. Поэтому поведение кусания усиливается все больше и больше с течением времени. Поэтому на вопрос «Почему дети проявляют поведение уклонения/избегания?» кратким ответом будет «Потому что это поведение работает, и требование устраняется».

Во время работы с поведением уклонения/избегания важно четко различать задания, которые ребенок не может выполнить, и которые он не хочет выполнять.

1. «Не могу»: Ребенок не обладает навыком, необходимым для выполнения задания или требования, и вместо того, чтобы попросить о помощи, он демонстрирует нежелательное поведение.
2. «Не буду»: Ребенок вполне способен к выполнению задания или требования, однако он просто не хочет этого делать.
Как в случае заданий из категории «не могу», так и в случае заданий из категории «не буду», поведение может выглядеть одинаково. Отличаться будет лишь ваша реакция на данное поведение.

Как действовать в случае поведения уклонения/избегания?

Как только вам удалось определить функцию поведения, необходимо сделать две вещи для того, чтобы уменьшить это поведение: прекратить усиливать нежелательное поведение и обучить ребенка тому, что он должен делать вместо нежелательного поведения. Однако в случае поведения с функцией отрицательного усиления это проще сказать, чем сделать.
Для того чтобы прекратить усиливать поведение, крайне важно, чтобы требования НЕ устранялись. С учетом разумных соображений безопасности, неважно, как сильно будет кричать ребенок и сколько предметов он сбросит со стола, не отступайте. Отступить – значит подкрепить нежелательное поведение.

Если речь идет о заданиях из категории «не могу», в таком случае требуется обучить ребенка навыку, необходимому для выполнения поставленной задачи. Разбейте задание на несколько небольших частей, снизьте уровень сложности, окажите ребенку поддержку и помощь или обучите его показывать карточку «Помоги».

Когда задания скорее относятся к категории «не буду», вы имеете дело с проблемами послушания и гибкости. Настаивайте на своем, не отступайтесь от своих требований и используйте подсказки для того, чтобы добиться от ребенка выполнения задания. Кроме того, обратите внимание на усиление, предполагаемое данным заданием, и подумайте о том, является ли данная форма усиления достаточно ценной и поощряющей в случае вашего конкретного ребенка. Если есть возможность, предоставьте ребенку выбор. Вместо того чтобы кричать «Заправь свою постель», спросите у ребенка, хочет ли он заправить свою постель до завтрака или после. Иногда предоставление простейшего выбора может остановить агрессивное поведение еще до того, как оно начнется.

Ниже приведены некоторые примеры вмешательств:


Предшествующий фактор
Поведение
Последствие
Вмешательство
Терри говорят, чтобы он выполнил свое письменное задание
Терри ломает карандаш напополам и бросает его на пол
Учитель отправляет Терри на Тайм-аут (НИКОГДА не используйте Тайм-аут в случае поведения избегания/уклонения)
В момент выдачи Терри его письменного задания, учитель напоминает о том, что Терри может в любой момент попросить о перемене при помощи карточки. Терри подает карточку учителю, получает небольшой перерыв, а затем начинает работу над заданием.
АВА-терапист Кайла дает ему паззл для сбора
Кайл сбрасывает паззл на пол и пытается убежать из комнаты
Терапист переходит к другому заданию, которое, как известно, Кайл любит выполнять
Терапист занимается с Кайлом складыванием паззла на полу, потому как ему сложнее сбросить его и убежать. Терапист быстро предоставляет подсказки, когда Кайл нуждается в помощи, и поощряет желательное поведение.
Натан играет в парке, и его мама говорит ему, что пора уходить
Натан ударяет свою маму по ноге и кричит «Нет!»
Мама Натана позволяет ему провести в парке еще 10 минут, чтобы он прекратил кричать. Через 10 минут она снова говорит Натану, что им пора уходить. Натан устраивает истерику, и маме требуется еще 15 минут для того, чтобы увести его из парка.
За 30 минут до того, как нужно будет уходить из парка, мама начинает подготавливать Натана к переходу, говоря: «Мы уходим из парка через 30 минут». После последнего напоминания мама сообщает Натану о предстоящих событиях при помощи техники «СНАЧАЛА…ПОТОМ»  и успешно уводит его из парка.



Источник: http://www.iloveaba.com/2012/07/fba-part-ii-function-of-negative.html

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.