Обязанности АВА тераписта


Руководство для родителей

На сегодняшний день профессия АВА тераписта для работы с детьми с аутизмом имеет очень большой спрос, как в России и других странах СНГ, так и во всем мире. К сожалению, число детей с аутизмом растет, и АВА метод, как единственный научно-доказанный метод коррекции аутизма, пользуется большой популярностью. Несмотря на развитие АВА метода в России, спрос по-прежнему превышает предложение, и для того, чтобы родители аутичных детей могли удостовериться в том, что их ребенок получает все необходимое в процессе АВА терапии, важно ознакомиться со следующими пунктами:


1. Что такое АВА программа, и как она выглядит?

   АВА программа - это индивидуальная программа обучения.
   АВА программа состоит из комплекса упражнений для развития определенных навыков и для коррекции того или иного нежелательного поведения.
   Не существует "типичных" АВА программ. Для каждого ребенка цели для обучающей программы выделяются на индивидуальной основе, с учетом количества терапевтических часов, степени вовлечения родителей в обучающий процесс и компетентности АВА терапистов, участвующих в процессе обучения. Чаще всего на практике работа АВА терапистов сосредоточена на обучении ребенка новым навыкам, в то время как родители, включенные в процесс обучения, продолжают работу тераписта, и помогают ребенку обобщить обученные навыки, а также являются основными посредниками в обучении навыкам самопомощи и гигиены, коррекции нежелательного поведения и обучения навыкам коммуникации.
   АВА программа не предназначена только для обучения на дому. Важнейшим компонентом АВА программы является обобщение обученных навыков, поэтому в процессе применения обучающей программы важно не ограничивать АВА работой в одной комнате, а применять обучающие занятия в разнообразных местах и в разнообразных ситуациях. Более того, АВА программа может применяться не только в индивидуальном формате, но и в групповом, а также являться основой инклюзивной программы обучения. АВА сопровождает ребенка в любом виде деятельности, в любой среде, в любое время и в любых условиях.

2. Компетенция АВА тераписта.

Практика АВА тераписта не ограничена наличием лицензии или профильного образования.
Применять поведенческие методы обучения могут:
   Родители ребенка.
   Тераписты АВА без профильного образования (студенты, няни, родственники). Наличие высшего образования необязательно.
   Тераписты АВА с профильным образованием (студенты, няни, родственники, обучающиеся либо ранее обучавшиеся по психолого-педагогическим специальностям)
   Специалисты психолого-педагогического профиля - коррекционные педагоги, детские психологи, логопеды, дефектологи, и др.
Вследствие отсутствия ограничений в применении методов АВА, в компетентности АВА тераписта можно удостовериться с помощью:
Наличия у тераписта свидетельств об образовании в области АВА:
   Сертификат или свидетельство об окончании курса обучения АВА. Следует обратить внимание на то, какой именно курс окончил предъявитель данного сертификата (тема курса), является ли курс тренингом либо полноценным курсом, объем курса (количество часов), включал ли курс требования к практике и включен ли данный курс в сертифицированную программу обучения. Для того чтобы удостовериться в подлинности сертификата следует обратиться напрямую к руководителю учебной программы.
   Сертификат или свидетельство о прохождении тренинга. Следует обратить внимание, на какую тему был проведен тренинг, в каком объеме, и включал ли тренинг практическую работу (если да, то в каком формате - симуляции, выполнение письменного задания, работа с детьми).
Рекомендаций от родителей, у которых работал данный терапист.
   Желательно общаться с другими родителями лично или по телефону / Скайпу.
   Терапист может предоставить также письменные рекомендации. Во избежание неправильной оценки компетенции тераписта желательно получить как можно более конкретные отзывы о качестве его работы, трудовой дисциплине и отношении к ребенку.
Количества часов практики
   Теоретического обучения недостаточно для того, чтобы овладеть навыками АВА тераписта. Для того чтобы научиться применять поведенческие методы обучения требуется практика и непосредственная работа с детьми. Информация о количестве практических часов может также указать на опыт и компетенцию тераписта.
   Важно удостовериться, что практика тераписта не ограничивается выполнением практических заданий в процессе обучения на курсах. Терапист должен предоставить информацию о количестве часов практики, которое он уже отработал, а также о количестве часов супервизии, которые он получил от супервизора.
   Супервизор уровня ВСВА может предоставить подтверждение о прохождении практики терапистом только после того, как лично удостоверился в этом.
Наблюдения за работой тераписта и его взаимодействием с ребенком.
   Следует помнить, что контакт с ребенком является самым важным компонентом в обучающей программе. Далеко не все дети находят "общий язык" даже с самыми опытными терапистами. Самым явным показателем компетентности специалиста является отношение ребенка к нему, а также продвижение ребенка в приобретении навыков. Если ребенок прогрессирует -  это и является наилучшим показателем правильного выбора тераписта.

3. Построение программы АВА.

Терапист АВА, который окончил начальный курс не может построить поведенческую программу обучения в рамках своей компетенции. Однако данный терапист может успешно применять данную программу под супервизией опытного поведенческого аналитика (того, который построил эту программу).

Для построения АВА программы требуются знания в оценке уровня навыков ребенка.
В АВА для оценки навыков ребенка используются два основных тестирования - Assessment of Basic Language and Learning SkillsABLLS-R” или Verbal Behavior Assessment and Placement ProgramVB-MAPP”. Данные тестирования являются равноценными и валидными инструментами для оценки навыков . На основе тестирования выбираются цели для программы обучения, и строится поведенческая программа.
Терапист АВА, который умеет проводить тестирование ABLLS-R или VB-MAPP может построить поведенческую программу - под супервизией опытного сертифицированного поведенческого аналитика ВСВА или ВСаВА.
Все дальнейшие профессиональные действия, связанные с внесением изменений в обучающую программу АВА терапист должен согласовывать со своим супервизором.

4. Применение АВА программы:

В процессе выполнения АВА программы профессиональные действия тераписта должны основываться на базисных принципах Прикладного Анализа Поведения (АВА). Терапист должен уметь оценивать собственные профессиональные действия, и те последствия, к которым они могут привести. В случае, когда терапист не знает как поступить в той или иной ситуации, он должен согласовать свои действия с супервизором.

В процессе выполнения АВА программы терапист должен правильно использовать поведенческую методологию:
Метод обучения "Отдельные блоки" - Discrete Trial Teaching.
Данный метод основывается на интенсивной практике отдельных реакций. В процессе применения данного метода терапист использует несколько обучающих блоков (обычно 5 или более), повторение которых помогает закрепить нужную реакцию. Данный метод включает в себя также предоставление четких и конкретных инструкций, использование подсказок (физическая помощь, картинки, жесты, и др.), а также поощрений.
Например, на первом этапе перед ребенком один новый предмет.
   Дается инструкция: "Дай ....". Например, "Дай карандаш"
   Ребенок дает карандаш.
   Если необходима дополнительная подсказка, то можно использовать жест или физическое направление.
   Когда ребенок выполняет 2-3 самостоятельные реакции (дает карандаш), то можно переходить на второй этап.
   На втором этапе следует положить перед ней первый предмет (карандаш) и какой либо отвлекающий стимул (предмет, который еще не знаком ребенку).
   Дается инструкция: "Дай карандаш"
   Ребенок дает карандаш.
   Если ребенок выполняет 2-3 реакции правильно и без подсказки, несмотря на то, что предметы на столе меняют местоположение, то можно ввести дополнительный отвлекающий предмет.
Метод "Случайное обучение" - Incidental Teaching.
В данный метод применяется в натуральных условиях для ребенка, для того, чтобы побудить спонтанную инициативу и сформировать речевые и коммуникативные навыки. В процессе применения данного метода терапист АВА организовывает окружающую среду таким образом, чтобы побудить мотивацию ребенка к получению тех или иных стимулов, и как только ребенок проявляет инициативу - терапист требует более сложной речевой реакции.
Например, ребенок хочет качаться на качели. Терапист посадил ребенка на качели и ждет, пока ребенок проявит инициативу. Ребенок протягивает руку к тераписту. Терапист дает подсказку: "Качай!". Ребенок повторяет "Качай!" Терапист качает ребенка на качели в течение одной минуты, после чего опять останавливает качели, и ждет повторения инициативы. Таким образом процедура повторяется несколько раз, пока не закрепится нужная самостоятельная реакция.
Также в АВА программу могут быть включены дополнительные методы обучения, такие как обучение навыку альтернативной коммуникации PECS, логопедический массаж, развитие мелкой и крупной моторики, и т.д.

Коррекция нежелательного поведения
Терапист АВА обязан применять методы коррекции нежелательного поведения только на основе функциональной оценки.
Функциональная оценка поведения - это понимание причин происхождения нежелательного поведения и факторов, которые влияют на это поведение. Терапист АВА должен различить какую функцию выполняет нежелательное поведение, и какие способы коррекции будут наиболее эффективными в данном случае.
Поведенческие способы коррекции распределяются на два вида - "Проактивные" и "Реактивные". Проактивные методы являются превентивными методами коррекции, которые позволяют обучить замещающим или альтернативным, социально приемлемым формам поведения, в то время, как применение реактивных методов коррекции позволяет снизить частоту нежелательного поведения в будущем (различные формы наказания или гашения поведения).
Важно удостовериться в том, что терапист АВА применяет коррекционные методы исключительно на основе функциональной оценки, и отдает предпочтение проактивным, а не реактивным методам коррекции.

Применение реактивных методов коррекции без серьезных этических обоснований и утверждения супервизора - запрещено!

5. Терапист АВА как член терапевтической команды

Для поддержания собственной компетенции, а также для выполнения работы под надлежащим контролем, терапист обязан принимать участие во встречах с супервизором, и получать индивидуальные консультации. В процессе встречи с супервизором терапист обязан активно участвовать, демонстрировать свою работу с ребенком, выполнять инструкции супервизора и улучшать собственные профессиональные действия на основе полученных указаний.
В процессе выполнения терапевтической программы АВА терапист обязан вести записи и заполнять таблицы, предоставленные супервизором. Если терапист составил программу под руководством супервизора, терапист должен приложить к программе соответствующие таблицы для записи и заполнять их данными.
Подготовка материалов и пособий для программы обучения
Еще до начала работы с ребенком терапист должен согласовать с родителями рамки своих обязанностей по подготовке материалов. В большинстве обучающих программ пособия для обучения предоставляются родителями ребенка. В тех случаях, когда родители ожидают от тераписта подготовки необходимых материалов, это требует дополнительного согласования и покрытия расходов тераписта.
Поддержание профессионального уровня

Для поддержания собственного профессионального уровня тераписту АВА необходимо:
Практиковать применение АВА метода не менее 10-ти терапевтических часов в неделю
Участвовать в тематических семинарах и групповых супервизиях
Читать поведенческую литературу и статьи
Получать супервизию от опытного АВА специалиста на постоянной основе - не менее одного раза в месяц.
На сегодняшний день более 400 студентов закончили очное либо дистанционное обучение АВА на базисном уровне. Среди этих студентов значительная часть родителей, которые обучались на курсах для того, чтобы заниматься со своими детьми или лучше понимать их и действия специалистов, работающих с ними. Также существует большое количество АВА терапистов, которые закончили обучения на курсах, но работают самостоятельно, без супервизии опытного специалиста.

Список АВА терапистов можно найти здесь: http://www.aba-kurs.com/uchastniki-proekta.html

Заинтересованные родители также могут выслать запрос о том или ином АВА тераписте, прошедшим очное или дистанционное обучение, и получить следующую информацию:
1. Сколько обучающих курсов окончил данный терапист.
2. Сдал ли АВА терапист аттестационный экзамен курса или не сдал.
3. Сколько супервизии получил данный терапист и в каком формате (индивидуальная или групповая супервизия), и продолжает ли получать супервизии.
Запрос можно выслать на эл. адрес: yuliaerz@gmail.com


Научно доказанный значит что АВА прошло все научные тесты его полезности, качества и эффективности.
Дополнительно об этих инструментах можно почитать здесь: http://autism-aba.blogspot.co.il/2010/02/blog-post_09.html

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.