Сортировка предметов по категориям


Одно из самых часто встречающихся упражнений в АВА программе  - это упражнение на сортировку по категориям. Обычно это упражнение выполняется с детьми разного возраста, и предполагается, что с помощью данного упражнения ребенок учится категоризировать различные речевые понятия по группам принадлежности. Иногда это упражнение действительно приводит к тому, что аутичный ребенок начинает различать и наименовать различные группы стимулов. Но с другой стороны, в силу своих особенностей, дети с аутизмом могут научится выполнять это упражнение автоматически, основываясь лишь на визуальном восприятии, и пытаясь сортировать стимулы по схожим признакам, а не по смысловому назначанию. И тогда в процессе выполнения данного упражнения часто возникает путаница.

10 самых распространенных ошибок при обучении ребенка пользоваться карточками PECS


PECS
Использование системы альтернативной коммуникации часто является необходимым компонентом обучающей программы для ребенка с аутизмом. Вследствие серьезных нарушений в развитии речи и коммуникации,  аутичные дети затрудняются в общении с окружающими, и часто общение заменяется проблемным поведением. Система альтернативной коммуникации PECS предназначена для облегчения коммуникации для ребенка, и во многих случаях становится серьезным "катализатором", с помощью которого удается "запустить" речь, коммуникацию, навыки общения и уменьшить проблематичное поведение.

На практике введение системы PECS, несмотря на относительную простоту протокола обучения, бывает сопряжено с некоторыми трудностями, которые не позволяют ребенку последовательно продвигаться в приобретении данного навыка. И, как и в большинстве случаев, причину этому находится не в затруднениях самого ребенка, а в неправильных действиях родителей и педагогов. Ошибки бывают следующие:

Организация АВА в условиях государственного медицинского учреждения. Опыт из Запорожья.


Запорожский областной дошкольный психоневрологический центр является учреждением санаторного типа, и по определению, является не самым подходящим местом для применения АВА терапии. В условиях, когда в центре производится заезд 60-ти детей с аутизмом и другими расстройствами развития - раз в два месяца, и когда количество индивидуальных занятий со специалистами можно перечесть по пальцам (всего около 15 часов индивидуальных занятий  за период  пребывания ребёнка в центре) - применение АВА терапии в классическом варианте (40 часов индивидуальных занятий в неделю в течение 2-3 лет) является невозможным.

Отчет о майских семинарах


Днепропетровск
В Днепропетровске проходил двухдневный практический семинар для участников проекта от организации "Особое Детство". как и в декабре, участники проекта практиковались в применении поведенческих методов для обучения детей с аутизмом. После обучения на втором курсе, каждый из участников практиковался в тестировании начальных навыков по VB-MAPP, в построении обучающей программы, а также в командной поведенческой работе. В тренинге участвовали 4 детей, и команды работали над следующими целями:

Как научить аутичного ребенка ждать?

нежелательное поведение
Нежелательное поведение, функцией которого является получение доступа к желаемому предмету или действию, часто характеризует детей с аутизмом. Аутичный ребенок может впасть в истерику или начать вести себя агрессивно, если он не получает от окружающих то, что попросил, - и НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО!!!
Понимание отсрочки во времени, и того, что он может получить то, что просил, но позже, нередко отсутствует в арсенале навыков ребенка, и для того, чтобы уменьшить это нежелательное поведение следует включить в обучающую программу обучение навыку "Ждать спокойно".